В период эпидемии коронавируса люди становятся наиболее доверчивыми и подсознательно ждут поддержки от третьих лиц (государства, волонтеров, соседей), поэтому легко идут на контакт с финансовыми мошенниками, когда они предлагают помощь. В статье рассмотрены 6 схем, которые сегодня часто используют недоброжелатели.
Стратегии краж денег
1 схема.
Вам звонят, представляются сотрудником банка, называют ФИО и должность, чтобы не возникло сомнений в важности звонка. Сообщают, что банковская программа выявила подозрительную операцию по вашей карте, такую как запрос баланса/оплату/перевод физическому лицу в другой банк. Эта информация направлена на то, чтобы вызвать беспокойство и чувство тревоги, после которого вы начинаете внимательно слушать собеседника и выполнять действия, которые он говорит.
Когда вы озвучите цифры, которые придут в смс сообщении или назовете номер и код на обратной стороне карты, мошенники смогут войти в личный кабинет онлайн банка и перевести деньги на свои счета.
Что делать?
Никому по телефону не сообщать личные данные. Не устанавливать никакие программы для безопасности платежей, которые будет рекомендовать собеседник. Сотрудники банка никогда не запрашивают номера на лицевой и обратной стороне карты, пароли и пин код. Все программы дистанционного обслуживания принадлежащие банку указаны на сайте, их установку могут предложить только в отделении. Если вы хотите проверить информацию, о которой говорят, то перезвоните в банк самостоятельно по телефону указанному на карте или официальном сайте.
2 схема
Вам на почту приходит письмо в котором указано, что согласно постановлению правительства №4117-у от 01.05.2020 «О дополнительных мерах поддержки населения в период пандемии», утвержден особый порядок выплат компенсаций НДС гражданам. Для расчета назначенной Вам компенсации необходимо пройти регистрацию на портале единого фонда компенсаций населению. И рядом светится ссылка на форму расчета. В этих письмах могут быть указаны другие номера несуществующих документов по выплате детский пособий и подобных, они рассчитаны на то, что многие не знакомы с постановлениями правительства и с интересом пройдут по ссылке, чтобы узнать, какая компенсация/ выплаты им положены.
Что делать?
Не переходить по внешним ссылкам и не вводить свои личные данные и номера карт. Если вы хотите узнать какие льготы и выплаты положены от государства, то зайдите на официальный сайт www.gosuslugi.ru на котором размещена актуальная информация.
3 схема
Вы разместили объявление на AVITO и в скором времени поступает звонок с желанием купить прямо сейчас товар. Чаще всего собеседник рассказывает легенду, что находится дома один с ребенком, товар нужен срочно, потому что подарок ребенку/сломалась техника/сюрприз мужу и т.д. Поэтому сейчас переведет вам деньги и оформит доставку в такси, чтобы товар забрать. Просит номер карты для перевода. Через некоторое время звонит повторно и говорит, что такси не сможет забрать товар, а деньги уже переведены, необходимо остановить платеж. Для этого в банк нужно предоставить полную информацию по карте, включая код на обратной стороне. После этой информации все деньги с карты перейдут на счета мошенников.
Что делать?
Не поддаваться спешке, которую навязывает собеседник. Если есть необходимость в проведении дистанционной сделки, то воспользоваться защищенным сервисом.
4 схема
У вас страничка в социальной сети с оказанием услуг. В личном сообщении к вам обращается потенциальный покупатель, который хвалит работы и задает много вопросов о товаре/услуги, которую хочет заказать. Делает заказ и настаивает на проведении безопасной сделки через СДЭК, скидывает ссылку для оформления. Если перейдёте по ссылке и заполните данные, то они моментально перейдут к злоумышленникам.
Что делать?
Не вводите личную информацию по ссылке, которую пересылает покупатель, не говорите код из сообщения. Перепроверьте ссылку на официальном сайте или через техподдержку компании, которая оказывает услуги.
5 схема
В кафе к вам подходит девушка/молодой человек и просит перевести ей деньги на счет в банке с легендой, что не хватает на покупку в интернет магазине. Взамен дает наличные деньги, не превышающие 1000 рублей. Эта схема направлена на то, чтобы вы вошли в личный кабинет для перевода денег. В это время, за соседним столиком либо сидит человек со специальной программой, которая дублирует через WI-FI личные данные для входа в интернет банк, либо камера в заведении направлена на стол так, что будут видны вводимые вами пароли.
Что делать?
Не входите в личный кабинет онлайн банка, а также не совершайте покупки в интернет магазинах по карте в общественных местах. Будьте внимательны в попытках помочь собеседнику. Обязательно подключите услугу смс информирования, чтобы была возможность вовремя среагировать, заблокировать карту и онлайн банк в случае мошеннических действий.
6 схема
На улице или в торговом центре проходит лотерея, в ходе которой для розыгрыша призов вам предлагают заполнить бланк с контактными данными. Через пару дней раздается звонок с информацией, что вы выиграли главный приз дорогостоящую вещь или деньги. В качестве подтверждения на почту пришлют фотографию приза и инструкцию как его получить. Но перед получением необходимо заплатить налог 13% по реквизитам, которые приложены в письме. Деньги переведете, но приз никто вам не отправит, потому что это мошенническая схема.
Что делать?
Если вы действительно выиграете приз, то налог при стоимости подарка до 15 000 оплачиваете самостоятельно, через подачу декларации в налоговую. Свыше 15 000 удерживает и перечисляет в бюджет организатор лотереи. Поэтому если получите письма с просьбой перевести деньги, чтобы получить выигрыш, не отправляйте деньги и не вступайте в переписку с мошенниками.
В представленных схемах служба безопасности банка не распознает операцию как мошенническую, потому что она проводится с вашей помощью через личный кабинет или подтверждения смс. Претензионная жалоба в банк о списании денег, тоже удовлетворена не будет, потому что пароли вы предоставили третьим лицам самостоятельно.
Берегите свои деньги, соблюдайте меры финансовой безопасности при общении с незнакомыми людьми.