8 фактов о художнике Маурице Корнелисе Эшере и его литографиях из «невозможной реальности»

Разглядывать литографии Эшера - всё равно что пытаться разгадать сложнейшую головоломку..

Несмотря на то, что имя Маурица Эшера (1898-1972) известно любому человеку, хоть немного разбирающемуся в искусстве, этот художник всегда стоял особняком среди коллег. Некоторые искусствоведы даже сомневаются, стоит ли относить его работы к современной живописи. И с ними сложно поспорить, ведь за всю свою карьеру Эшер не написал ни одного живописного полотна.

Детство
Хотя Мауриц с ранних лет проявлял способности к рисованию, его успехи в учебе были весьма посредственными, а в средней школе он даже умудрился провалить экзамен по рисованию. Эшер мечтал о карьере архитектора, но вынужден был отказаться от нее из-за слабого здоровья.

Автопортрет
Первой известной работой Эшера, в которой начинает проявляться характерный для его последующего творчества мотив искажения пространства, стал его автопортрет, также известный как «Рука с зеркальным шаром», которую художник создал 37-летним, в 1935 году. Рука, которая держит сферический шар, нарисована крайне реалистично, так что видны все линии жизни и ума и каждая складочка на пальцах. Внутри шара мы видим отражение самого Эшера и его студии в Риме: искаженные шаром мебель, окна и потолок. На стенах просматриваются книжные полки, картины в рамах. Одна из них изображает куклу индонезийского кукольного театра. Возможно, на эту работу Эшера вдохновила одна из его любимых книг — «Алиса в Зазеркалье».

Натюрморт с улицей
Первой картиной Эшера в жанре «невозможной реальности» стал «Натюрморт с улицей», написанный в 1936 году. Плоскость стола, отдаляясь, неожиданно оказывается уличной мостовой, по обе стороны которой возвышаются дома. На них в свою очередь опираются лежащие на столе стопки книг. Источником вдохновения для этого рисунка послужила небольшая улица в городе Савона, неподалёку от итальянской Генуи. Впоследствии Эшер называл эту картину одним из своих любимых произведений, хотя подчёркивал, что она могла бы получиться ещё лучше.

Рептилии

Литография «Рептилии» была впервые напечатана в 1943 году. На ней изображен стол, с расположенными на нем предметами и рисунком рептилий собранных в виде мозаики. Рептилии оживают, ползают по кругу по предметам расположенным на столе и в конечном итоге возвращаются обратно в плоский рисунок. Ящерицы маленького размера, но не кажутся безобидными, имеют настоящие клыки. Одна из рептилий, сидящая на грани додекаэдра, выпускает пар из ноздрей. Для создания этой картины художник использовал фигурку из пластилина, которую передвигал по столу.

Рисующие руки
На литографию «Рисующие руки» Эшера вдохновил набросок Леонардо да Винчи к «Портрету Джиневры Бенчи».

Относительность

Пожалуй, самой популярной картиной Эшера стала литография «Относительность», на которой изображена архитектурная структура нескольких плоскостей, объединенных лестницами, в которой не применяются реальные законы природы. Три силы тяжести направлены перпендикулярно одна другой, и для людей, живущих в этом мире, но в разных плоскостях реальности, одна и та же лестница направлена или вверх, или вниз.

Эта картина впоследствии использовалась в кино и мультфильмах. Например, в фильме «Лабиринт» (1986, реж. Джим Хенсон) одна из комнат Города Гоблинов сделана по ее мотивам.

Математический подход
Эшер использовал в работе приемы, основанные на математических принципах. В 1960 году Эшер даже прочитал в Кембридже лекцию о симметрии на международной кристаллографической конференции. Ученые-кристаллографы используют его гравюры (например, такие как «День и ночь», 1938) для иллюстраций своих статей.

Бельведер
В 1958 году физик и математик Роджер Пенроуз опубликовал в журнале British Journal of Psychology статью о невозможных фигурах, в том числе и о ставшем знаменитым «Треугольнике Пенроуза» (который на самом деле был открыт еще в 1934 году шведским художником Оскаром Реутерсвардом). Позже Пенроуз вместе со своим отцом Лайонелом разработали модель невозможной лестницы, по которой можно либо бесконечно подниматься вверх, либо опускаться вниз, в зависимости от направления движения. Ряд исследователей полагают, что на Пенроузов повлияли некоторые работы Эшера с геометрическими фигурами, которым нет места в реальном мире. А их статьи, в свою очередь, вдохновили Эшера на превращение невозможной геометрии в невозможную архитектуру. Благодаря Пенроузам появилась литография «Бельведер», а также «Восхождение и нисхождение» (1960) и «Водопад» (1961).

В «Бельведере» привлекают внимание множество персонажей: юноша, держащий в руках невозможный куб (бельведер за его спиной выстроен в том же невероятном стиле), пленник в подвале, просовывающий голову сквозь прутья решетки (которую не воспроизвести в реальном мире), люди, поднимающиеся по лестнице, чтобы снова оказаться в отправной точке.

Однако ряд исследователей полагают, что картина — метафора испортившихся отношений художника с женой. В этом случае главными героями становятся мужчина и женщина, разглядывающие окружающий пейзаж с разных этажей бельведера и лишенные возможности встретиться, поскольку один из них всегда будет находиться внутри строения, а другой — снаружи. После появления этой картины супруги прожили вместе еще десять лет, после чего Джетта оставила Эшера в Нидерландах, где ей никогда не нравилось, и уехала доживать свой век в Швейцарию.

Пейзаж тоже немаловажен: он изображает горы в итальянской местности Абруццо. Страна, в которой Мауриц и Джетта познакомились, поженились, и в которую возвращались при любой возможности, становится здесь печальным напоминанием о минувших счастливых днях.

Источник: izbrannoe.com

Сторифокс