Известный французский писатель Андрэ Моруа знаком российскому читателю прежде всего по «Письмам к незнакомке», ещё по «Литературным портретам».
В книге «Искусство жить», не переводившейся на русский язык, Андрэ Моруа размышляет о любви и дружбе, о браке, счастье, старости, и делает выводы, которые, быть может, покажутся интересными и вам.
Предлагаем отрывок, посвященный искусству старения.
Ветер перемен
Старение — странный процесс. Настолько странный, что часто нам трудно поверить в это. Только когда мы видим, какое воздействие время оказало на наших ровесников, мы, как в зеркале, наблюдаем, что оно сделало с нами. Ведь в своих собственных глазах мы всё ещё молоды. У нас те же надежды и страхи, что и в молодости. Наш ум всё ещё остаётся живым, а наши силы, казалось бы, не иссякли.
Переход от молодости к старости происходит так медленно, что тот, с кем это происходит, едва ли его замечает. Всего один момент превращает нас в стариков. Это означает, что мы начали стареть уже задолго до него.
Осеннее равноденствие
Когда же в нашей жизни наступает осеннее равноденствие?
Известный философ Конрад сказал, что, когда человеку исполняется 40 лет, он как бы видит перед собою линию тени и, пересекая её, с грустью отмечает, что очарование юности ушло от него навсегда.
Потом мы проводим линию тени в 50 лет, и те, кто пересекает её, испытывают некоторый страх и непродолжительные приступы отчаяния, хотя они всё ещё достаточно активны.
Старость — это гораздо больше, чем седые волосы, морщины и мысли о том, что игра сыграна, что сцена принадлежит молодым.
Настоящее зло в старости — это не слабость тела, а безразличие души.
За теневой линией мы видим людей и мир такими, каковы они есть, без иллюзий. Старый человек задаёт себе вопрос: «Зачем?» Это, возможно, самая опасная фраза. Однажды старый человек скажет себе:
«Зачем бороться? Зачем выходить из дома? Зачем вставать с постели?»
За исключением простейших организмов, которым удается избежать старения путем деления на два новых организма, для каждого живого существа наступает старость.
Почему майской бабочке отведено всего два часа для любовной игры, а черепаха и попугай могут жить два века?
Почему щуке и карпу отпущено жить 300 лет, а Байрону и Моцарту только 30?
Средняя продолжительность жизни 150 лет назад была 40 лет, сегодня в наиболее цивилизованных странах она составляет около 70 лет.
Если войны и революции не ухудшат экологической обстановки, то 100 лет будут нормальной продолжительностью жизни в следующем веке. Но это не повлияет, однако, на проблему старения.
Кокосовое дерево жизни
Чем живые существа ближе к природе, тем жёстче они относятся к своим старикам. Стареющий волк пользуется уважением своей стаи только до тех пор, пока он может настичь жертву и убить её. Киплинг в своей «Книге джунглей» описал ярость молодых волков, которых вёл на охоту старый волк, теряющий свои силы. День, когда Акела упустил добычу, стал концом его карьеры. Беззубый старый волк был изгнан из стаи своими молодыми товарищами. В этом отношении примитивные люди похожи на животных!
И, напротив, в цивилизованных странах, где много состоятельных людей, существует тенденция заботиться о пожилых людях и отдавать им дань уважения. Старых людей не бросают, потому что в мире, где долгое время не было перемен, опыт приобретает особую ценность.
Тирания прошлого
Старость приносит бесконечные трудности. Однако если вы хотите с ними бороться, должны спокойно признать их. Стареющее тело — как долго работавший двигатель. При внимательном к нему отношении, уходе и своевременной профилактике, он может ещё хорошо послужить.
У старых людей развивается удивительный эгоизм, который им мешает дружить с молодыми. Если бы не он, то тепло, будучи соединенным с опытом, напротив, привлекало бы молодых.
Один из признаков старости — скупость. Старый человек знает, что ему не так легко заработать деньги, и поэтому он бережёт то, что уже имеет.
У старых людей обычно ослабевает мозговая деятельность, им трудно вырабатывать новые идеи, поэтому они придерживаются идей, которые были у него в молодости. Возражения приводят их в бешенство, так как они расценивают это как неуважение к себе.
Одиночество — самое большое зло в старости; один за другим уходят старые друзья и родственники, и заменить эти потери нельзя. Старость уносит силы и отнимает удовольствия.
Носите парики и ожерелья!
Цивилизация и опыт научили людей бороться если не со старостью, то с её внешними проявлениями. Элегантная одежда и хорошо подобранные драгоценности привлекают взгляд и отвлекают внимание от физических изъянов. Особую роль играет использование украшений.
Мягкая переливчатость жемчужного ожерелья заставляет забыть о недостатках шеи.
Блеск колец и браслетов скрывает возраст рук и запястий.
Красивые заколки и серьги, как татуировка у примитивных племён, так воздействуют на воображение, что морщины на лице можно не заметить.
Делать всё, чтобы сгладить различия между юностью и старостью, — поступки цивилизованных людей.
Часто говорят, что возраст человека определяется не его годами, а состоянием его сосудов и костей. Человек в 50 лет может выглядеть старше, чем в 70. Хорошо тренированное тело сохраняет гибкость в течение длительного времени, и тогда старение не сопровождается многочисленными болезнями. Мудрость заключается в том, чтобы упражняться каждый день, а не от случая к случаю.
И даже любовь в старости может быть такой же искренней и трогательной, как в молодости!
Не выбывшие из игры
Привязанность пожилых людей к внукам часто заполняет их жизнь. Мы радуемся их радостям, страдаем, когда они страдают, любят, когда они любят, и принимаем участие в их борьбе.
Как мы можем чувствовать себя выбывшими из игры, если они играют в неё вместо нас!
Как мы можем быть несчастливыми, если они счастливы!
Как приятно наблюдать, что они получают удовольствие о тех книг, которые мы им порекомендовали.
Люди стареют медленнее, если у них есть обоснованные причины, чтобы жить.
Линия света
Есть два разумных способа стареть.
Первый — не стареть. Он для тех, кому удаётся избежать старости, ведя активный образ жизни.
Второй — принимать старость со спокойствием и отрешенностью. Время борьбы прошло. Есть старые люди, которые не только завидуют молодым, а жалеют их, потому что штормящее море жизни всё ещё лежит у их ног.
Искусство стареть — это искусство вести себя так, чтобы быть для следующих поколений опорой, а не камнем преткновения, доверенным лицом, а не соперником.
Просто спать пора
В 80 лет человек уже всё испытал: любовь и её конец, амбиции и последующее опустошение; несколько наивных иллюзий и отрезвление, наступающее после их крушения. Страх смерти не очень велик в старости; все привязанности и интересы остались в прошлом и касаются тех людей, которые уже умерли.
Когда Герберта Уэллса чествовали по поводу его 70-летия, он произнёс речь, в которой заметил, что это событие воскресило его детские впечатления. Няня, бывало, говорила ему:
«Генри, вам пора спать».
Он обычно протестовал, но в глубине души знал, что сон принесёт ему отдых.
«Смерть — это такая же добрая и одновременно строгая няня, и когда приходит время, она говорит:
«Генри, вам пора спать».
Мы немного протестуем, но хорошо знаем, что пора отдыхать, и в глубине души ждём этого.