Ну, допустим, пришел парень из армии, женился, колхоз выделил пай земли и стройматериалы. Справится он один, двадцатилетний, пусть даже и с отцом? Нет.
Собиралась вся родня до десятого колена, друзья, друзья друзей и за лето ставили дом. Тут же женщины — кто глину ногами месит, кто борща три ведра варит, кто пироги на всех печет, кто воду подвозит, водопроводов то еще в селах не было.
За лето и ставили дом всем скопом, а потом отмечали на славу дружно новоселье.
Если свадьба — женщины варят-парят всей улицей, мужики палатку на сто человек ставят, лавки-столы колотят. Вместе, не спрашивая платы.
Если умер кто, через час уже полный двор людей, пришли на помощь.
И это было настолько в порядке вещей…
Помню, стою одна на бескрайнем бабушкином огороде, картошка куда-то за горизонт уходит. Садили ведь не только самим поесть, а и скот кормить, много нужно было. Бабуля в больнице, так-то мы с ней всегда вдвоем выходили эту плантацию обрабатывать. Стою, смотрю в даль светлую и боюсь этой дали, одной это очень тяжело обработать.
Не прошло и получаса, у меня шесть соседей с тяпками в огороде стоят и молча полют — окучивают. Увидели, что одна, бросили свои дела и пришли помочь.
Без звонка, без просьбы. Просто побросали свои бесконечные дела и пришли.
Так и надо жить и быть. Как они все, люди моего детства и юности. Видишь кому-то тяжко, иди и помоги. Не ожидая ничего взамен.
И это были лучшие люди из всех, что я встречала. Очень простые и бесхитростные. Без двойного дна. Вот на них и надо равняться. Потому, что помогать — просто. Для этого нужно всего лишь быть человеком и ничего больше.
© Ульяна Меньшикова
Деревенская жизнь на картинах художника Андрея Подшивалова