Почему, несмотря на снег и мороз, девушка на этой картине обнажена

Что изображает картина Александра Бучкури под названием «Вывод».

Дореволюционная Россия… 1905 год. Несмотря на то, что крепостное право отменили почти полвека назад, в семейном праве ничего не поменялось. Как били мужья жен, так и продолжали это делать. А заикнись супруга о разводе, частенько случалось то, что изображает картина Александра Бучкури под названием «Вывод».

Что означает слово «вывод»
Если жена была уличена в измене, то ее «выводили», то есть гнали обнаженную по всей деревне, галдя, кидая камни и насмехаясь над женщиной. У Максима Горького есть очень подробное описание этого процесса в рассказе с одноименным названием «Вывод». Подробности описывать здесь не буду. Скажу лишь, что издевались и всячески унижали изменниц и тех, кто хотел разойтись с мужем.

Горький рассказывал, что сам видел эту картину 15 июля 1891 года в деревне Кандыбовке, что под Херсоном. В Заволжье, по словам писателя, женщин мазали дегтем, осыпали перьями и водили по улице. А если дело было летом, то обливали патокой и привязывали к дереву в лесу. Что там с ними происходило, можно догадаться.

Художник Александр Бучкури и его картина
В детстве Александр тоже видел сцену позора одной из жительниц деревни. Его сильно волновала тема русских традиций, особенно «вывод», когда совершенно беззащитную, бесправную женщину позорят все селом. Учась на последнем курсе в Академии художеств, Бучкури предложил своему учителю Репину тему своей картины и эскиз. Но Репин «Вывод» не одобрил, поэтому на конкурс был представлена другая работа – «Смерть царевича Дмитрия».

Однако Бучкури ту тему не оставил. И спустя 30 лет он закончил свою картину, эскиз к которой написал в 1905-м. Как ее оценивали современники, свидетельств не сохранилось. Но сегодня эта потрясающая картина никого не оставляет равнодушным… Идет по морозу беззащитная девушка, и каждый персонаж картины выражает свое отношение к ней: женщины сочувствуют, девочки испуганы, мужчины и мальчишки ерничают, издевательски смеются.

Кстати, в человеке с кнутом угадываются черты самого Бучкури. Но тут скрытого подтекста нет, просто художник во многих своих работах писал самого себя: «Свадебный поезд» – он в образе кучера, «Ярмарка» – мужик с козлом на руках и т.п. В картине «Вывод» отношение художника к картине не показано.

Развод до революции

Чтобы добиться развода, дворяне должны были получить разрешение церкви, так как брак всегда освещался, ни одна пара официально не сходилась без венчания. А церковь разрешала разводы очень неохотно. Иногда прошение подавалось много раз, процесс занимал долгие годы.

В деревнях же практиковали развод-«вывод». Женщина или была вынуждена жить с противным ей мужем, или сбегала, что случалось очень редко, так как часто крестьянкам просто некуда было пойти. Случалось, что вся деревня устраивала вот такой самосуд, особенно если жену ловили «с поличным». После этого женщины сходили с ума или умирали от ран и антисанитарии. Развод был быстрым – муж становился свободным и мог гулять дальше.

Изменения в послереволюционное время

Спасибо большевикам за то, что они облегчили людям эту процедуру. Я не сторонник разводов, но зачем так издеваться и унижать женщину, если она не любит, не проще ли развестись и жить своей жизнью. После революции В. И. Ленин писал: «Нельзя быть демократом и социалистом, не требуя сейчас же полной свободы развода, ибо отсутствие этой свободы есть притеснение угнетенного пола, женщины».

В прессе того времени было множество разнообразных заметок и шуток по поводу быстрых разводов и браков. А первый в истории России гражданский брак, который был заключен между матросом Павлом Дыбенко и наркомом Александрой Коллонтай, высмеивали везде.

Хотели как лучше, а получилось как всегда

А вот в народе не все оценили свободу развода. Газета «Всё!» в августе 1918 г. в статье под названием «Развод по декрету» (она была против большевиков) писала, что в одной из деревень крестьяне получили быстрый светский развод по новому закону, однако потребовали, чтобы этот развод освятила церковь. Священник отказался это делать.

Тогда деревенские люди устроили развод по своим понятиям: одели женщину в рогожу, сунули в руки старый веник и на голове повязали крапиву. Нацепили ей плакаты с надписью «Я разведенная жена» и пустили по деревне под руку с довольным бывшим мужем, сопроводившим женщину в дом к ее родителям. Тоже позорно, отличается от «вывода» лишь тем, что не били.

Источник

Сторифокс