Черно-белые снимки узников Освенцима раскрасила фотограф-ретушер

Лица, глядя на которые сжимаются сердца:

Иван Ребалка родился в 1925 году в Сыроватке (территория современной Украины). В подростковом возрасте мальчик работал молочником. В августе 1942-го 17-летний Иван и еще 56 его земляков были депортированы в концлагерь. Его зарегистрировали как российского (советского) политзаключенного и присвоили номер 60308.

Скончался Ваня через полгода. Официальной причиной его смерти указали околопочечный абсцесс, что было ложью: на самом деле ему сделали смертельную инъекцию фенола в сердце. Известно, что 1 марта 1943 года рапортфюрер Герхард Палич забрал из Биркенау в главный корпус госпиталя более 80 польских, еврейских и русских мальчиков в возрасте от 13 до 17 лет, все они были помещены в комнату лагерного лазарета и вечером получили по смертельному уколу фенола.

Йозеф Патер родился в 1897 году в Жирардове (в то время город входил в состав Российской Империи), позже его семья переехала в центральную часть Польши. Повзрослев, Йозеф примкнул к партии польских социалистов. Он мечтал об общих правах для всех граждан, о свободе слова и свободе печати и о создании прогрессивной, демократической Польши.

Когда нацистская Германия начала оккупацию Польши, Йозеф снова взялся за оружие, возглавив группу Сопротивления. Вскоре последовали арест и нацистские пытки, 18 апреля 1942 года Йозеф вместе с десятками других пленных евреев был перевезен в Освенцим, где получил номер заключенного 31225. В июле того же года он был убит сотрудниками СС. Его жена попала в женский концлагерь Равенсбрюк, расположенный в Германии, где также была убита. Двух сыновей Йозефа, а также его старшего брата убили в концлагере Майданек.

Полячка Чеслава Квока родилась в 1928 году в деревеньке Злоецка. Они с матерью были католичками, что шло вразрез с нацистскими догмами. В оккупированной Европе многих католических священников и монахинь преследовали и отправляли в концлагеря, аналогичным образом были арестованы и простые верующие.В качестве официального обвинения им предъявляли политические преступления и службу интересам Римско-Католической Церкви.Чеславу доставили в концлагерь в 14-летнем возрасте, вместе с ней в Освенцим попала и ее мать, Катаржина Квока.

Катаржина Квока, мама Чеславы, при поступлении в Освенцим. Раскрашенное фото.

Два месяца спустя убили маму, а еще через месяц погибла и сама девочка. Ей, как и многим другим подросткам, сделали смертельную инъекцию в сердце.

Узник лагеря Вильгельм Брассе, который по велению администрации фотографировал заключенных и все медицинские эксперименты над ними, позже рассказывал в интервью, что очень хорошо запомнил эту девочку. Когда ее привезли в лагерь, она была настолько напугана, что долго не могла понять, что от нее хотят. Это выводило из себя нацистку-надзирательницу, и она постоянно колотила ребенка палкой.

Йозефа Глазовска была зарегистрирована в Освенциме под номером 26886. 12-летнюю сельскую девочку депортировали вместе с матерью Марианной, которую два месяца спустя отобрали для перевода в блок №25 (так называемый «изолятор смертников»). Мама Йозефы была убита в газовой камере. Отец девочки погиб по дороге в концлагерь, куда его везли отдельно от жены и дочки. В Освенциме над сиротой проводили псевдомедицинские опыты, в результате которых ее, предположительно, заразили малярией или тифом.Йозефа Глазовска – одна из немногих выживших. Во время эвакуации Освенцима в январе 1945-го она вместе с группой других детей была переведена в лагерь в Потулице, и вскоре ее освободили советские войска.

Вильям Брассе, заключенный Освенцима, который по приказу администрации фотографировал узников и все эксперименты врачей-садистов, умер в 2012 году. /Фото: AFP

Освенцим был освобожден 27 января 1945 года 322-й стрелковой дивизией Советской Армии. На тот момент в его стенах оставалось примерно семь тысяч заключенных, и практически все узники либо были больны, либо умирали.

Сторифокс