Эта картина «заигрывает» с вашим интеллектом прежде всего

Две молодые обнажённые женщины принимают ванну. Одна из них держит другую за сосок — жест, из-за которого безымянный портрет станет прототипом череды $ексуальных рисунков и фотографий.

На холсте анонимного художника школы Фонтенбло приблизительно 1594 года две молодые обнажённые женщины принимают ванну. Одна из них держит другую за сосок — жест, из-за которого безымянный портрет станет прототипом череды сексуальных рисунков и фотографий каких-нибудь пять веков спустя. Но не торопитесь делать опрометчивых выводов: сама картина, прежде всего, «заигрывает» с вашим интеллектом.

Итак, кто изображен на портрете?
Предполагается (скажем так, искусствоведы практически уверены), что на холсте изображена светловолосая Габриэ́ль д’Эстре́, возлюбленная короля Франции Генриха IV.

Слева от Габриэль — предположительно одна из её сестёр (их сходство очевидно невооружённому глазу: одинаковы и телосложение, и черты лица — разве что волосы разного цвета). За ними что-то вышивает или вяжет прислуга. На стене — обнаженный юноша, прикрытый алой пеленой — портрет в портрете, видите? Как всё это понимать?

Давайте обратимся к истории. Габриэль познакомилась с Генрихом IV, когда ей было 18, а ему — практически 40. Став его официальной фавориткой, она пробыла таковой до своей смерти в 1599 году.
А теперь обратимся к символике.

Кольцо
Кольцо принято интерпретировать как символ верности, но в данном случае оно скорее символизирует ожидание предложения о замужестве. Оно-то в руке, а не на пальце!

Портрет в портрете
Это уж точно символ удовольствия. Иные объяснения излишни: с королём они были близки.

Сосок
В данном случае странный жест со стороны сестры указывает на скорое материнство Габриэль. Во время написания портрета Габриэль была беременна сыном Сезаром де Вандомом.

Вышивающая женщина
Опять же, по всей вероятности, это прислуга, которая шьёт распашонки к рождению малыша. Габриэль была уверена в любви короля. Уверена, что рождение наследника таки заставит его развестись с бесплодной Маргаритой Валуа (которую Александр Дюма назвал Королевой Марго). И оно заставило. Правда пока король решился публично объявить о намерении развестись и жениться, Габриэль успеет родить еще двоих детей и снова забеременеть. А случится это 2 марта 1599 года на банкете в канун Великого поста. Вот только закончилось печально: за неделю до замужества беременная Габриэль будет отравлена фруктами. Увы.

В русской Википедии (и только в ней) я вычитала другую версию значения этой картины. Вкратце: кольцо в руке — потому что не жена; ванна — потому что якобы умерла в ванне. А швея на заднем платье шьет не детские распашонки, а похоронное платье. Женщина, держащая Габриэль за сосок — первая жена Генриха IV: она-то не родила ему детей, а Габриэль — родила.
Лично мне эта версия кажется гораздо менее правдоподобной и прежде всего из-за сексуальной наклонности портрета. Логическое объяснение, почему он был написан: по заказу самой Габриэль, как напоминание, что она вскоре подарит Генриху IV то, чего бесплодная и уже немолодая супруга никогда не сможет. Эту версию также подтверждает наличие другого портрета все той же школы Фонтенбло, который в 2009 году был выставлен на продажу лондонским Christie’s.

Сторифокс