Хотя мы часто слышим от производителей автомобилей, что за электромобили все равно приходится доплачивать, с Tesla все иначе.
Здесь электромобиль, судя по квартальным показателям, является прибыльным. Потому что именно там вы найдете — почти мимоходом упомянутые производственные затраты на автомобиль Tesla. Они удивительно низкие.
Себестоимость электромобилей Tesla
Как это обычно бывает, когда Tesla публикует свои окончательные квартальные показатели, годовой отчет содержит некоторые интересные подробности об операционной деятельности производителя электромобилей. По данным Tesla, в третьем квартале 2021 года у нее была самая высокая операционная маржа среди всех автопроизводителей.
Это заявление удивительно, так как отраслевые аналитики предполагали, что в течение некоторого времени будет очень трудно получить сколько-нибудь значительную прибыль от создания электромобилей. Технические трудности все еще слишком высоки, а строительство батареи все еще слишком дорого. В 2020 году было объявлено, что VW, например, должен будет добавить «до 5 000 евро на автомобиль» за каждый проданный e-Up.
Однако в компании Tesla все уже по-другому. В своем годовом отчете компания пишет: «Производство — важнейшая ключевая компетенция Tesla. Хотя электромобили часто рассматривались как структурно невыгодные из-за дорогих батарей, мы были уверены, что инновации в производстве, специально созданные автомобили и заводы решат проблемы стоимости».
Похоже, что теперь Tesla удалось это сделать. Например, COGS (себестоимость проданных товаров, производственные расходы) на один автомобиль снизилась примерно до 36 000 долларов США в третьем и четвертом кварталах 2021 года, сказал он. В дальнейшем, по словам представителей Tesla, ожидается еще большее снижение производственных затрат: «Мы считаем, что наши текущие проекты, включая крупногабаритное литье, структурные аккумуляторные блоки, аккумуляторные элементы 4680 и многие другие, помогут нам еще больше минимизировать производственные затраты».
Так называемые «COGS» обычно включают все затраты и расходы, связанные с производством, за исключением накладных расходов, продаж и маркетинга. Однако расходы на продажи и маркетинг, в частности, скорее всего, будут находиться в разумных пределах, поскольку Tesla упразднила свой PR-отдел и практически не занимается традиционным маркетингом.
Производственные затраты составляют около 36 000 долларов США, т.е. чуть меньше 32 000 евро, что означает, что Tesla получит прибыль с каждого автомобиля на родине в США не менее 9 000 долларов США, т.е. чуть меньше 8 000 евро. В США Model 3 — самый дешевый автомобиль Tesla, цена которого начинается от 44 990 долларов США; все остальные автомобили производителя стоят значительно дороже. Стоимость Model Y составляет около 60 000 долларов США, нынешняя Model S стоит не менее 95 000 долларов США, а Model X — не менее 105 000 долларов США.