Виктор Цой… Он жил среди нас, нёс свои песни, своё творчество. Его талант был близок и понятен многим. И что ещё можно добавить? Что изменится? Но почему тогда люди спрашивают, как погиб Цой? Кто виноват? Загадок бы стало меньше, если бы средства массовой информации, не занимаясь домыслами, не гоняясь за сенсацией, изначально дали исчерпывающий ответ.
Тот звонок в дежурную часть тукумского райотдела, как и любой другой, ничего хорошего не предвещал. Житель хутора Дреймани А. Нейманис взволнованно сообщил: недалеко от его дома примерно в 11.30 (по местному времени) легковой автомобиль тёмного цвета врезался во встречный «Икарус». Есть жертвы. На место происшествия к 35-му километру дороги Слока — Толсы выехали следователи Эрика Ашмане и старший инспектор ДПС тукумского РОВД Янис Петерсон. Жаркое солнце буквально плавило весь день. Через полчаса прибыли на место трагедии.
Зрелище ужасное: «Икарус-250» снесло с дороги в небольшую речушку Теитуп, за мост. Хорошо, не было пассажиров. Водитель Я. Фибикс отделался лёгкими ушибами и испугом. Перед этим он отвёз туристическую группу в аэропорт и возвращался обратно.
Новый «Москвич» — 2141 с номером Я 6832 ММ мощным ударом отброшен метров на 18 к мосту. Как говорят водители, смят в лепешку. Неповрежденным остался разве что задний бампер. При осмотре заметно, что удар был слева на право, спереди назад. Видимо, передний бампер «Икаруса» прошел по капоту «Москвича» прямо в салон. Руль согнут, сбиты сиденья, разломан щиток передней панели. Рядом с машиной лежал молодой черноволосый парень. Без сомнения, умер мгновенно. По документам, которые нашли в салоне, — Цой Виктор Робертович…
Чуть раньше подъехавшая «скорая» стояла на обочине. Медикам ничего не оставалось, как засвидетельствовать смерть и отправить труп на судебно-медицинское обследование. Оно показало, что алкоголя в крови погибшего не обнаружено. Смерть наступила в результате аварии от многочисленных травм, перечисление которых из этических соображений опускаем.
Единственный очевидец — Нейманис — пояснил, что видел лишь мчавшуюся с большой скоростью легковушку и слышал звук удара. Скорость «Москвича» точно определить не удалось, но, несомненно, она была не менее 100 километров в час. Об этом отчасти свидетельствовало положение автомобилей после столкновения и отлетевший далеко в сторону двигатель «Москвича». На асфальте от удара остались выбоины и следы юза, по которым было несложно определить место столкновения, значит, и легко было представить процесс столкновения. В «Москвиче» нашли три удочки, другие рыболовные принадлежности, магнитофон с колонками, инструмент, запасное колесо, деньги и две маленькие рыбёшки…
Неподалеку шумел лес, пели птицы, журчала вода. Здесь же остановились несколько проезжавших мимо водителей, покурили, обсудили случившееся. Дорога Слока — Толсы спокойная, лесная, машины проезжают редко. На повороте деревянный дом, за ним ещё один. Места красивые, до моря рукой падать. Последние годы Цой приезжал сюда отдыхать, снимал дачу в посёлке Плиеньциемс.
По моему субъективному мнению, — рассказывает Э. Ашмане, — Цой задремал за рулём. Погода тому способствовала. Он возвращался с лесного озера, где с шести утра был на рыбалке. Это километрах в 14 от места столкновения. Ехал на высокой скорости. Из-за поворота со скоростью 60-70 километров выехал автобус, которого он не заметил. К нам отовсюду приходят письма: из Таджикистана, России, Украины — с просьбой рассказать о гибели Цоя. Отвечать нет времени. Газеты пишут об этом вскользь, часто неправильно. По московскому телевидению, например, показали, что он погиб в Юрмале. Многие издания оперируют неверной информацией. От куда они её взяли? Указывают скорость 130 километров. Я, занимавшийся этим делом, такой цифры не называл. Потом, откуда «сухие» строки из милицейского протокола и судебно-медицинской экспертизы: «Анализ клеток мозга свидетельствует, что он уснул за рулём, вероятно, от переутомления». Нет у нас таких сведений. Неправильно названо «поразительно точное» время, марка автобуса и его назначение, населённый пункт Толсы. Неприятно, когда журналисты высасывают информацию из пальца.
Из Тукумуса до места аварии дорога не такая уж и близкая. Петляет по лесу, огибает хутора. Мы и не заметили, как за очередным поворотом — тем самым — с горки вниз вынырнул этот мостик через Теитуп. Остановились. На мостике — живые цветы, надписи, пачка сигарет, косынка, пустая бутылка, стакан, фотография Виктора, ещё цветы…
На асфальте до сих пор видны царапины, выбоины, на обочине прорытый автобусом песок. Трагедия случилась здесь. Петерсон снова показывает, как столкнулись автомобили. Вспоминает, что у автобуса был повреждён левый траверс. Значит, не «лоб в лоб».
Чтобы осталось поменьше вопросов, проработаем три версии: убийство, самоубийство и несчастный случай. Насколько это получится по логике имеющихся фактов. Ибо уголовное дело следователь не возбуждала — с согласия прокурора — «В связи с отсутствия состава преступления в действиях водителей». И, следовательно, судебно-медицинские, трассологические и прочие экспертизы не проводились. Версия первая — убийство. Не думаю, что у Цоя были смертельные враги. А если бы, допустим, и нашлись, то место и способ подобраны не лучшие. Стоящий на повороте дом и распустившиеся позади деревья заслоняли едущих на встречу друг другу водителей. Это, скорее, вопрос к дорожникам. Практически водитель «Икаруса» не мог видеть стремительно приближающийся «Москвич».
Далее. На озере Цой рыбачил один. По крайней мере, других фактов нет. Следовательно, воздействия на него в виде яда, наркотиков и т.п. никто оказать не мог (что подтверждает и исследование крови).
Возможно ли самоубийство? Я бы на вопрос ответил отрицательно. Творческий взлёт Виктора Цоя, конкретные планы: подготовка нового альбома, главная роль в художественном фильме, гастрольное турне по Южной Корее, Японии — отвергает эту версию. Ему было 28 лет — только начал жить, выбравшись из угольных ям. Не подтверждается версия самоубийства и по той причине, что он вряд ли видел приближающийся к повороту автобус. И наконец, не думаю, чтоб Цой сознательно подверг опасности пассажиров «Икаруса». Он был честен.
Обе вышеуказанные версии, конечно, оставляют какой-то мизерный процент вероятности. Но всё же, на мой взгляд, наиболее приемлема третья версия — следователя Э. Ашмане: задремал за рулём. К хутору Дреймани идёт прямая ровная дорога. Можно и расслабиться, путь знакомый, от озера до дачи в Плиеньцимсе около двадцати минут езды. На этой дороге максимальная разрешенная скорость — 90 километров. Перед поворотом, метров за 100, установлен
дорожный знак «Опасный поворот». Ясно, водитель должен сбавить скорость, чего Цой не сделал, и что опять же свидетельствует о потере ориентации. След протектора от правого колеса его «Москвича» отмечен на правой обочине за 21 метр от мостика до «кармана» автобусной остановки. Криволинейный. Через 11 с половиной метров след круто выходит на асфальтированною часть моста по направлению к точке столкновения. Следов торможения не обнаружено. К тому же вспомним, что в новом, переднеприводном «Москвиче» очень чувствительная рулевая система. Достаточно одного неверного движения на скорости (перестановка магнитофонной кассеты, например) и… Водитель Цой имел категорию В, то есть право управлять легковым автомобилем. Водитель «Икаруса» Фибикс — профессионал, имеет все категории, работает на междугородних перевозках. Он сделал всё, чтобы избежать удара. Значит, несчастный случай.
Беда подстерегает водителя на каждом повороте, на каждом метре дороги. Как трагично всё может кончится для любого из-за ничтожной неосторожности, мелочи! Не гоните лошадей, чуть помедленнее.