За желтым пигментом и техникой живописи Винсента Ван Гога скрываются интересные тайны науки.
Несмотря на разрушительное воздействие времени на картины великих художников, мы продолжаем рассматривать их в поисках знаков. Подобно тому, как мы в восторге рассматриваем “Джоконду” Леонардо да Винчи в поисках ответа в ее глазах, нас также захватывают сюжеты картин Винсента Ван Гога и их детали.
Большинство секретов этих картин раскрывается в технике, цвете и материале. Будь то воздействие света, влажности, воздуха или простое течение времени, картины демонстрируют изменения, которые в основном трансформируют пигмент.
Например, в картине “Подсолнухи”, которую Ван Гог написал, чтобы украсить спальню своего друга Поля Гогена, пигмент был ключевым элементом. Цвета в 19 веке были сильными и яркими, а желтый, в частности, имел очень специфический оттенок. Подсолнухи Ван Гога имеют насыщенный желтый цвет. Однако сегодня эта картина не имеет той интенсивности; теперь тон несколько тусклый и даже близок к коричневому. Наука объясняет эту загадку пигмента как результат воздействия на него ультрафиолетовых лучей.
Химические вещества в желтом цвете изменяются из-за уменьшения содержания хрома в цвете. Это произошло и с картинами “Берег Сены” и “Вид на Арль с ирисами на переднем плане“. Во всех них присутствует желтый цвет, что вызывает следующий вопрос: почему Ван Гог использовал так много желтого цвета?
Винсент Ван Гог отдавал предпочтение желтому цвету
Желтый цвет не случаен в картинах Ван Гога. Глубокий анализ окружения художника выявил наличие Digitalis purpurea. Это вещество являлось лекарством, используемым для лечения различных патологий. Известно, что дигиталис обладает седативными и противоэпилептическими свойствами.
У пациентов, употребляющих слишком много этого лекарства, может развиться ксантопия — состояние, которое изменяет цветовосприятие. В частности, при ксантопии предметы кажутся желтоватыми. Это означает, что из-за лекарства Ван Гог мог видеть мир сквозь призму желтого цвета. Но не все имело цвет солнца — было и немного голубого.
Однако наличие синего цвета объясняется искривленным восприятием зеленого. Это означает, что то, что на самом деле было зеленым, в глазах художника оказалось синим. С другой стороны, в своих картинах он использовал особую технику. Почти бурные штрихи в картинах “Звездная ночь” и “Пшеничное поле с воронами” отражают уникальное движение кисти.
Исследователи считают, что эта техника была данью уважения теории турбулентности жидкости, но это еще не доказано. Тем временем, картины Винсента Ван Гога и других художников продолжают хранить секреты того времени, которые постепенно становятся явью.