Нина давно забыла о своих потребностях и желаниях, растворившись в заботе о семье. Но потом дети выросли, у них появилась своя жизнь, а муж постоянно был недоволен и без конца предъявлял претензии.
— Мы больше тридцати лет живём, а ты до сих пор не запомнила, что я не люблю утром пить чай, — демонстративно выливал напиток Михаил, делая себе кофе.
— Себе готовила и тебе заодно налила, — оправдывалась Нина. — Автоматически всё произошло, голова другим забита, прости.
Но Михаил не умел прощать, он ставил свои интересы на первое место и вообще считал, что делает жену счастливой только своим присутствием в её жизни. Когда-то в молодости он был другим, но потом Нина разбаловала его своей готовностью все проблемы решать и быстро исполнять прихоти. Он настолько в себя поверил, что даже о разводе задумался. Ему надоела вечно замороченная бытовыми проблемами жена, а новая коллега Танечка казалась светом в окошке. Ей было пятьдесят два года, четыре года назад она развелась и теперь казалась настоящей красоткой. Нина была всего на три года старше, но больше походила на даму, потерявшую не только былые формы, но и азарт к жизни.
— Мне кажется, нам нужно пожить отдельно, а то ругаться стали часто, — заявил как-то Михаил жене. — Я пока на дачу переберусь, потом будет видно.
Нина недавно от дочери вернулась, которой помогала сидеть с маленьким ребёнком и не особенно хорошо себя чувствовала, чтобы разбираться. Михаил и раньше такие номера выкидывал, а она всё списывала на тонкую душевную организацию, оправдания ему искала и потом принимала дома с шикарно накрытым столом. И в этот раз ждала, что супруг вернётся через неделю, но он не торопился.
— Так зазнобу твой Мишка нашёл, неужели непонятно? — сердилась на Нину сестра. — Я вообще не понимаю, как можно быть такой доверчивой, как ты?
— Да мы столько лет женаты, двоих детей вырастили и возраст уже не тот, чтобы по девицам скакать, — не верила Нина.
Она мужа каждый день дома ждала и вкусные угощения готовила. После возвращения лишних вопросов задавать не планировала. Всё думала, что Михаил на даче рыбачит, спит в гамаке и с местными мужиками сплетничает. Не догадывалась Нина, что Мишенька её по свиданиям бегает со своей Татьяной и даже решил круто изменить жизнь.
— Я хочу развестись, — сказал он как-то обыденно и равнодушно, словно выпил стакан воды.
— А детям что скажем? — больше всего переживала Нина.
— Они взрослые, всё поймут, я не считаю нужным принуждать себя жить вместе только ради детей и внуков.
— Значит, тебе себя принуждать приходится? — пыталась не заплакать Нина.
— Но ты же сама понимаешь, что мы давно жили по инерции, словно чужие люди, — продолжал Михаил. — Зачем лишать себя последней возможности на счастье?
Нина расплакалась только после ухода мужа и даже не знала, что детям сказать. Первые дни было особенно тяжело, потому что привыкла о нём заботиться и не умела ничего для себя делать. К шагам прислушивалась и считала, что всё происходящее напоминает дурной сон, который не заканчивается. А Михаил не страдал, он вообще рассчитывал новую жизнь с Татьяной начать. Предложил ей сойтись, а она не стала сопротивляться, только сразу условие поставила.
— Давай будем честными, — предлагала женщина. — В нашем возрасте говорить о любви глупо. Я привыкла жить в своё удовольствие и не готова возиться с проблемами.
— Что ты хочешь этим сказать? — не понимал Михаил.
— Хочу уточниться относительно состояния твоего здоровья, потому что для меня это важно, — рассуждала Татьяна. — Пойми правильно, если ты нажил за всю жизни хвори, а теперь решил мне проблемы доставлять, то так не получится.
Михаил даже не обиделся, ведь он такими горящими глазами на женщину смотрел. После спокойной и податливой Нины Татьяна казалась пламенем, это ему в ней и нравилось. Несмотря на всю странность разговора, обещал избраннице пройти медицинское обследование и даже в шутку сказал, что предоставит справку. Хотя в глубине души, Михаил и сам понимал, что давно пора показаться доктору, мужчина имел значительный лишний вес и самочувствие в последнее время оставляло желать лучшего. Видимо, это было заметно уже и со стороны, раз Таня такой разговор завела.
— У вас диабет второго типа, — говорил ему доктор после получения анализов. – Не волнуйтесь, болезнь распространенная, но вам придётся изменить образ жизни.
— Как это? — не понимал мужчина. — Я стану инвалидом? Я плохое самочувствие просто на нервы списывал.
— Конечно же, нет, — тут же успокаивал доктор. — Купите глюкометр, будете питаться продуктами с низким гликемическим индексом, постоянно контролировать показание сахара в крови и принимать лекарство.
Михаил расстроился не из-за своего состояния, а из-за возможной реакции Татьяны. Уже представлял, как она станет ворчать, что придётся готовить диетические блюда и покупать специальные продукты.
— Прости, но мне не хочется тратить силы и время на возню на кухне и высчитывать тебе всё по этим таблицам, — сразу скривилась она, как услышала новость. — И вообще, это коварная болезнь, так что давай не будем пока торопиться с совместным проживанием.
Михаил вернулся на дачу один, начитался в интернете информации о своём заболевании, испугался и запаниковал. Самостоятельно не получалось высчитывать хлебные единицы и вообще готовить нормально мужчина не умел. Решил к Нине домой вернуться, опуская подробности истории с Татьяной и причинами своего решения. Она приняла спокойно, а когда о болезни узнала, стала внимательно за рационом мужа следить. Из дома пропали все потенциально вредные продукты, и Михаил питался, согласно предписанию врача. Нина напоминала таблетки вовремя принимать и даже из большого списка ограничений умудрялась готовить вкусные блюда. Миша заботу жены принимал, считая её нормой, а сам Татьяне периодически звонил. Жена как-то услышала их разговор и практически потеряла дар речи.
— Но мы же можем встречаться, проводить время и просто общаться, — говорил Михаил.
— В принципе, можно, только я бы хотела от тебя получать помощь по хозяйству, сам понимаешь, я женщина одинокая.
— Танюша не вопрос! Прибью и починю всё, что скажешь! – радовался Миша.
— Но сейчас у меня такая ситуация, что и материальная поддержка не помешала бы, — отвечала женщина.
— Я согласен, — радовался он, словно ребенок.
— А жена твоя тоже согласна? — не сдавалась Татьяна.
— Да моя жена только и годится что для стирки, уборки и готовки, — самоуверенно рассуждал Михаил.
— Ну да, а ещё я могу измерять тебе сахар в крови, артериальное давление и уровень кислорода, — не смолчала Нина, заходя в комнату.
Потом Михаил что-то долго ей рассказывал, Нина застыла в кресле и слово не могла сказать. Только попросила, чтобы супруг поскорей опять на дачу уехал и оставил её в покое.
— Мама, ну зачем ты так с отцом? — спрашивала потом по телефону дочь. — Я только узнала, что у него диабет и нужна поддержка, а вы из-за глупости ругаетесь.
— Мать, так нельзя, — отчитывал её потом сын. — Батя рассказал о своем заболевании и о вашей глупой ссоре на ровном месте.
— Это всё, что он рассказал? — устало интересовалась Нина.
— Ещё что-то бормотал о недопонимании и твоей принципиальности, — отвечал сын. — Но вы же взрослые люди, сами должны разобраться.
Нина и разобралась, подав документы на развод. Михаил всем рассказывал, что жена его за порог выставила, как только о болезни узнала и возиться с больным мужем не захотела. Нина только детям правду рассказала, призывая самостоятельно формировать отношение к ситуации. Не собиралась она их против отца настраивать, но и дальше терпеть его выходки не собиралась. Она так долго пыталась быть удобной и полезной, что потеряла чувство собственного достоинства, а потом устала и сломалась.
— Не глупи, давай вместе век доживать, — позвонил Михаил за пару дней до даты развода. — Я был немного неправ, ты тоже, но не стоит на склоне жизни становиться посмешищем с этими разводами и страстями.
— А я больше не хочу с тобой вместе доживать, а люди пусть думают, что хотят, — отвечала Нина. – Ты же сам говорил, что глупо лишать себя последней возможности на счастье.
Не поддалась она на уговоры детей и родственников, в глазах которых выглядела бессовестной женщиной, бросившей больного мужа после стольких лет жизни. Она первый раз выбирала себя и не хотела за этот выбор оправдываться, решив просто отпустить ситуацию. Михаилу приходилось учиться самостоятельно за собой ухаживать, потому что Татьяне он не был нужен. Нина после развода на море поехала, первый раз за много лет, одна, ради себя, а не в качестве приложения к кому-то.