Современные кочевники сохранили древнюю культуру, и многое в их повседневной жизни кажется нам удивительным.
Пожалуй, их главное отличие от всего остального мира – это традиция матриархата.
Только здесь девушкам до свадьбы разрешается иметь несколько любовников, а мужчины после достижения совершеннолетия обязаны носить лицевое покрывало.
Туареги – мусульмане по вероисповеданию, однако их религиозные традиции очень оригинальны.
Издавна здесь было заведено, что именно мужчина не должен открывать лицо.
В день совершеннолетия юноша получает от отца две главных подарка – обоюдоострый меч и специальную лицевую накидку.
Без нее нельзя выходить на люди, ее же нужно носить и дома, прикрывая лицо даже во время еды и сна.
Кроме того, туареги носят особые туники цвета индиго, за это их даже прозвали «синими людьми Сахары».
Доподлинно неизвестно, для каких целей служит одеяние: по одной из версий – оберегает туарегов от злых духов, по другой (более прагматичной) – защищает от пыли и песка.
Интересно, что туареги окрашивают ткань специфическим способом: экономя воду, они не пропитывают ее краской, а «вколачивают» ее камнями.
Со временем краска начинает осыпаться, поэтому кожа туарегов часто имеет синий оттенок .
Девушкам разрешается познать нескольких любовников до замужества, мужчина может приехать в шатер возлюбленной, провести с ней ночь, но это отнюдь не означает, что он останется здесь же и в следующий вечер.
Девушки выходят замуж в возрасте 20 лет, претенденты на руку и сердце должны упражняться в стихосложении, посылая красавице поэтические строки.
Девушки имеют право им ответить.
Туарегская пословица гласит: «Мужчина и женщина рядом друг с другом глазами и сердцем, а не только постелью».
Язык туарегов тамашек относится к берберским языкам, хотя внешне туареги сильно отличаются от берберов Атласских гор.
При этом у туарегов существует особое «женское» письмо тифинаг (на языке тамашек), происходящее от древнего ливийского письма.
Мужчины традиционно пользовались арабским алфавитом, в XX веке в ряде стран для тамашека были введены системы письменности на основе латиницы.
Туареги носят огромное количество украшений
В обществе туарегов : мужчины превосходно владеют боевым искусством, они бесстрашные воины и прекрасные торговцы, женщины – хранительницы культурного наследия, именно они обучаются грамоте и продолжают фольклорную традицию.
В случае развода родителей — дети остаются жить с матерью , они принадлежат ее роду.
Значительную часть рациона питания туарегов составляют молоко и молочные продукты. Кроме того, в питании используется просо, иногда пшеница.
Важную роль играют также сушеные финики с верблюжьим молоком.
Хотя все считают туарегов животноводами, мясо они потребляют в пищу только в исключительных случаях — на семейных торжествах, в дни религиозных праздников, а также при опасности массового падежа скота от бескормицы.
Кроме скотоводства туареги торгуют солью.
Они снабжают земледельческие народы Западного Судана солью, добываемой зависимыми ( подвластными) от них людьми.
Соль составляет чрезвычайно важную часть рациона, и на неё всегда большой спрос. В
обмен за неё туареги получают продукты, служащие дополнением к их основной пище — финикам и молочным продуктам.
В Африке проживают предположительно более миллиона туарегов, которые разделены на множество племен.
Есть легенда о происхождении народа туарегов.
Согласно ей, к ним из Марокко пришла «мать-прародительница» Тин-Хинан на белом верблюде со своей служанкой Такамат. Неизвестно как они добрались до Ахаггара, здесь Тин-Хинан стала царицей.
Царица и служанка родили детей, положив начало роду туарегов.
От Тин-Хинан произошло благородное племя, а от служанки — племя вассалов.
В 1925 году в районе древнего укрепления Абалессы в Ахаггаре нашли богатое захоронение женщины.
Как сообщает указанный ниже источник, многие туареги верят, что это именно Тин-Хинан.
Во время колониальной эры туареги оказались включены во Французскую Западную Африку. В отличие от многих других народов туареги на протяжении долгого времени оказывали сопротивление новой власти.
Так, например, колониальная власть в колонии Нигер смогла подчинить туарегские племена только к 1923 г.
Французская колониальная власть управляла туарегами через клановых лидеров, стараясь использовать межклановые противоречия.
В результате колониального правления Франции туареги потеряли возможность доминировать над оседлыми земледельцами.
Эта причина, а также отстранение от политики другими этническими группами, ухудшение экономического положения в результате засух 1970—1980-х гг. привели к открытому вооружённому сопротивлению в Нигере, в Алжире и в Мали.
Туареги выступили за создание государства Азавад.
В 2012 году туареги подняли восстание в Мали; на начало апреля они контролировали значительную часть севера страны.