Одинокая жизнь и трагическая старость «главной советской бабушки» — Татьяны Пельтцер

В реальной жизни у нее не было ни детей, ни внуков, а единственный брак закончился разводом!

Артистка с гордостью называла себя счастливой старухой, ведь с возрастом стала народной любимицей. Но хотя на экране Татьяна Пельтцер появлялась в образах бабушек и матерей, в реальной жизни у нее не было ни детей, ни внуков, а единственный брак закончился разводом.
6 июня 2020 года исполнилось 116 лет со дня рождения Татьяны Пельтцер — актрисы, на собственном примере доказавшей, что можно обрести известность после 40, а то и 50. Первую яркую роль Татьяна Ивановна исполнила в 1945-м, в фильме «Простые люди», а всесоюзная слава настигла ее после выхода на экраны «Свадьбы с приданым». Не перечесть, сколько тетушек, бабушек и нянечек артистка сыграла в последующие годы.

Однако «божьим одуванчиком» Пельтцер не была: без стеснения она говорила людям обидную правду в лицо, могла запросто накричать на костюмершу или режиссера, и в целом славилась вздорным нравом и конфликтностью. Актер Борис Новиков как-то сказал Татьяне Ивановне: «Вас никто не любит… кроме народа». Это изречение полностью соответствовало истине, ведь публика заменила артистке семью. Как же вышло, что обожаемая зрителями «всесоюзная бабушка» осталась одинокой и закончила дни в психиатрической клинике?

АКТРИСА БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ

Отец Татьяны Пельтцер был артистом

Отец Татьяны Пельтцер был артистомПредки Пельтцер родом из Рейнской области поселились в России в начале XIX века. Отец Татьяны Ивановны был артистом театра и кино, а также прекрасным преподавателем актерского мастерства. Дочка буквально выросла за кулисами, а в девять лет впервые вышла на сцену в роли Авгия в спектакле «Камо грядеши». Спустя два года она вновь сыграла мальчика — Сережу в «Анне Карениной».

Казалось очевидным, что наследница артиста тоже свяжет судьбу с искусством, но существовала загвоздка: отсутствие театрального образования. Впрочем, впоследствии актриса утверждала, что гордится этим фактом, а учителя лучше, чем папа, все равно никогда бы не нашла.

Официально карьера Пельтцер стартовала с работы в Передвижном театре Красной Армии в Ейске, вскоре ее трудовая книжка заполнилась названиями еще нескольких учреждений культуры. Несколько лет Татьяна Ивановна служила в труппе МГСПС (ныне — Театр имени Моссовета), пока не вышла замуж за инженера и философа Ганса Тейблера и не уехала с ним в Берлин.

Отсутствие театрального образования не помешало Пельтцер стать актрисой

Отсутствие театрального образования не помешало Пельтцер стать актрисойВ Германии Пельтцер устроилась работать машинисткой, а Ганс получил отличную должность в компании «Опель», так что супругам вполне хватало средств на безбедную жизнь. Татьяна Ивановна общалась с местными театралами, учила немецкий, наслаждалась прогулками по ухоженным европейским улочкам. Недоставало лишь одного — сцены.

Режиссер Эрвин Пискатор узнал об актерском прошлом жены Тейблера и дал ей роль в постановке «Инга», но этим все и ограничилось: вскоре драматург покинул страну из-за недовольства политической ситуацией. О возвращении в Россию думала и Татьяна Ивановна, истосковавшаяся по родителям и друзьям. Однако никто не ожидал, что она решится бросить мужа.

По слухам, в Германии актриса влюбилась в русского кораблестроителя, приехавшего за границу учиться. Об интрижке узнал Ганс, и после бурного скандала Татьяна Ивановна отправилась на родину. По другой версии, никакого романа на стороне у артистки не было, а с мужем она рассталась из-за нежелания оставаться в Европе. Так или иначе, после развода женщина вновь взяла фамилию отца и продолжила «кочевать» по театрам.

Зрители оценили героиню Пельтцер Плаксину в «Простых людях»

Зрители оценили героиню Пельтцер Плаксину в «Простых людях»

Звезда так убедительно сыграла Лукерью, что зрители решили: сама актриса страдает от алкоголизма

Звезда так убедительно сыграла Лукерью, что зрители решили: сама актриса страдает от алкоголизмаКарьера развивалась с переменным успехом: из «Моссовета» Татьяну Ивановну уволили с пометкой о профнепригодности, а в Московском театре миниатюр она добилась высот. Артистка играла нянек, банщиц и молочниц так убедительно, что зрители начали приходить на спектакли исключительно ради нее. Вскоре характерную бытовую актрису заметили кинорежиссеры: в 1943-м вышел фильм «Свадьба», где Пельтцер засветилась в эпизоде.

Наконец, ей улыбнулась удача — поклонники оценили роль Плаксиной в «Простых людях», а образ тунеядки Лукерьи в «Свадьбе с приданым» показался обывателям столь реалистичным, что они заключили: сама артистка страдает от алкоголизма. Публика заблуждалась, ведь в реальности звезда не имела ничего общего с испорченными героинями. Аккуратная, педантичная, хозяйственная, на театральные гастроли она неизменно брала с собой плитку, кастрюльку и серебряную ложечку, чтобы готовить в гостинице, а не бегать по столовым.

БАБУШКА-СКАНДАЛИСТКА

Начинающие артисты терялись перед экспрессивной Татьяной Пельтцер

Начинающие артисты терялись перед экспрессивной Татьяной ПельтцерПельтцер уважали в актерских кругах, однако многие начинающие артисты ее побаивались: судила Татьяна Ивановна строго, не делая скидок ни на статус, ни на возраст. Так, Наталья Селезнева с детства была уверена, что старшая коллега ее ненавидит.

«Она хорошо мне нервы потрепала в Театре сатиры. Такая взрослая женщина, а обижалась на меня, ребенка. Я приехала в Ленинград, меня утвердили на роль. Я спросила: «А вы кто?». А она мне: «Я твоя бабушка!». Я так испугалась и говорю: «Нет, вы что, у меня есть бабушка, тетя Валя!». И она помнила мне это всю жизнь», — рассказывала Селезнева в программе «Судьба человека».

Пельтцер не могла промолчать, если в ходе работы была чем-то недовольна. Претензии она предъявляла не только коллегам по цеху, но и режиссерам. Так, 30 лет прослужив в Театре сатиры, Татьяна Ивановна покинула его со скандалом: горячо поссорилась с Валентином Плучеком и в итоге перешла к Марку Захарову в «Ленком».

«Ее ждали замечательные роли: в спектаклях «Мои надежды», «Хория» и особенно в «Поминальной молитве» — незабываемый выход в финале и коленопреклоненная сцена. Ее очень любили. Она олицетворяла старшее поколение, которое не унывает, остается молодым и полным оптимизма», — говорил Захаров.

Татьяна Пельтцер в картине «Формула любви»

Татьяна Пельтцер в картине «Формула любви»70-е стали временем триумфа Пельтцер: она блистала на сцене театра, играла в кино — преподавателя в «Это мы не проходили», Клавдию Ивановну в «12 стульях», миссис Поппитс в ленте «Трое в лодке, не считая собаки».

Востребованной советская звезда оставалась и в 80-х. Зрители полюбили ее за сказочные образы Гравиданы из «Ослиной шкуры» и Бабы-Яги, Федосью Ивановну из «Формулы любви», сторожиху из «После дождичка в четверг». Однако возраст давал о себе знать, и вскоре окружающим стало очевидно: Пельтцер уже не та, что раньше…

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

В «Приключениях желтого чемоданчика» актриса перелезала через забор и даже танцевала на крыше троллейбуса

В «Приключениях желтого чемоданчика» актриса перелезала через забор и даже танцевала на крыше троллейбусаВ какой-то момент на плечи Татьяны Ивановны легли заботы о старом отце, а потом и о младшем брате. Александр Иванович занимался конструированием гоночных автомобилей и самостоятельно проводил пробные заезды. Во время одного из испытаний мужчина попал в аварию и стал инвалидом — отказали ноги. Он продолжал работать, но сильно страдал из-за невозможности сесть за руль. Когда талантливого инженера бросила жена, Татьяна Пельтцер купила ему квартиру около себя, наняла сиделку и ежегодно доставала путевки в санатории.

В 1959-м умер папа актрисы, а 1975-м — брат. Она осталась абсолютно одна, за небольшой оговоркой: продолжала поддерживать связь с бывшим мужем. Ганс стал доктором философских наук, женился, в новой семье у него родился сын. Тем не менее переписку с Пельтцер он не прерывал, несмотря на гневные выпады супруги-немки. Через несколько десятилетий экс-влюбленные даже встретились на отдыхе в Карловых Варах, и тихая беседа о прошлом закончилась бурным скандалом: Тейблер и Татьяна Ивановна спорили, кто же был виноват в их расставании…

Родные умерли, от брака остались лишь осколки воспоминаний и письма, но назвать Пельтцер брошенной женщиной с неудавшейся личной жизнью язык не поворачивался: она казалась такой веселой, активной, счастливой. Актриса обожала пародировать коллег, рассказывала смешные истории, регулярно занималась физкультурой, чтобы поддерживать себя в форме. Она скорее напоминала ту эксцентричную бабушку, которую воплотила на экране в «Приключениях желтого чемоданчика», чем стареющую интеллигентную артистку. Легенды ходили о том, как Татьяна Ивановна ночи напролет играла с друзьями в преферанс, а наутро как ни в чем не бывало прибегала в театр, готовая творить и радовать публику.

«Ее домработница Аннушка ночью пекла пирожки, и если особенно сильная шла игра, объявлялось: «Все, перерыв, пойдемте к столу», — вспоминала Ольга Аросева.

Много лет за артисткой ухаживала домработница Анна Кукина

Много лет за артисткой ухаживала домработница Анна КукинаНо к 85 годам Татьяна Ивановна резко изменилась: стала маниакально подозрительной, рассеянной, словно «выпадающей» из реальности. Поговаривали, что у актрисы прогрессировала болезнь Альцгеймера, что ставило крест на ее карьере. Однако Пельтцер продолжала выступать, пока тексты монологов ей подсказывали партнеры по сцене.

Состояние ухудшалось, и в начале 90-х прославленную актрису положили в специализированную клинику имени Ганнушкина с диагнозом «нервное перенапряжение». «Последние годы она провела в сумасшедшем доме — я ее там навестила, — подтверждала Аросева. — Свидание разрешили очень неохотно, но я все-таки главврача уговорила. Татьяна бросилась ко мне, обняла… Врач спросил: «Татьяна Ивановна, кто это к вам пришел?». Она думала-думала, а потом воскликнула: «Друг мой пришел!» — и заплакала. Видеть это было невыносимо».

На короткое время Татьяна Ивановна вернулась домой, где за ней ухаживала домработница Анна Кукина. Но в 1992-м актриса вновь попала в лечебницу, вскоре неудачно упала и сломала шейку бедра. Для старого человека это звучало, как приговор: 16 июля 88-летняя артистка умерла, оставив после себя только фильмы и архивные снимки. Свою двухкомнатную квартиру она завещала преданной помощнице Анне, а библиотеку — любимому режиссеру Марку Захарову. Коллеги не скрывали: вместе с Пельтцер ушла целая эпоха…

www.starhit.ru

Сторифокс