Грек Стаматис Моретис попал в Америку вскоре после войны, да так там и остался. Женился на американке греческого происхождения и купил небольшой дом, где родились трое его детей.
А в 1976 у него обнаружили рак лёгких. Потом диагноз подтвердили ещё девять разных врачей. К тому времени ему было за шестьдесят и жить, по самым оптимистичным прогнозам, оставалось около девяти месяцев.
Моретис решил не тратить время на бесполезное лечение, провести последние месяцы своей жизни на родине – греческом острове Икария, и быть похороненным на земле предков. К тому же, похороны в Америке стоят целое состояние, а ему не хотелось обременять близких.
Приехав на остров, Моретис и его жена Елпики поселились в маленьком доме с прилегающим виноградником. Первые дни он провёл в постели. Потом стал понемногу вставать и ходить на службу в местную церковь. Затем нашлись старые друзья, которые стали навещать его почти каждый вечер. Они пили местное вино и предавались воспоминаниям. Моретис думал, что, по крайней мере, умрёт счастливым.
Прошло несколько месяцев, а больной чувствовал, что сил у него только прибывает. В один прекрасный день он почувствовал себя настолько окрепшим, что взялся возделывать огород на заднем дворе. Он не надеялся, что успеет попробовать плоды своего труда, просто ему работа доставляла ему удовольствие.
Прошло ещё полгода. Моретис собрал урожай и занялся семейным виноградником. Он просыпался, когда ему хотелось, работал полдня, готовил обед и ложился подремать после еды. По вечерам ходил в местную таверну и до полуночи играл с друзьями в домино. Он пристроил к дому ещё две комнаты, чтобы детям было где остановиться, когда они приедут навестить родителей.
Сейчас с момента, когда Моретис узнал о своём страшном диагнозе, прошло уже три с половиной десятилетия. Ему исполнилось 97 лет – согласно официальным документам. Сам Моретис уверен, что ему 102 – и никакого рака. Он не проходил курсов химиотерапии, не принимал таблеток и вообще никак не лечился. Всё, что он сделал – переехал на остров Икария.
В 2008 году группа учёных начала изучать феномен долгожительства населения Икарии. Они стали искать людей, которые родились между 1900 и 1920 годами и до сих пор живы.
Оказалось, что до 90 лет доживает в два с половиной раза больше жителей Икарии, чем, например, американцев. И в старости они чувствуют себя намного лучше. У них крайне редко развивается депрессия и слабоумие; как правило, они сохраняют острый ум до самого конца. Для сравнения – почти у половины американцев старше 85 проявляются признаки болезни Альцгеймера.
Один из местных докторов Икарии Илиас Лериадис поделился своими соображениями: “Люди здесь засиживаются допоздна, но просыпаются тоже поздно и обязательно ложатся подремать днём. Никто не носит часы. Да ни одни часы тут и не ходят точно. Когда вы приглашаете кого-нибудь на обед, то гости могут явиться и в десять утра, и в шесть вечера. Время здесь никого не заботит. Да и деньги тоже”.
Люди Икарии живут общиной. Остров так расположен, что всегда находился вдалеке от оживлённых морских путей. Поэтому островитяне могли надеяться только на собственные силы, жили обособленно от внешнего мира и держались друг за друга.
Кроме того, Лериадис говорил о чудодейственных свойствах местных горных трав, из которых островитяне заваривают чай: душицы, шалфея, мяты, розмарина… Популярен и напиток, приготовленный из одуванчика с лимоном. И ещё мёд – им лечат всё, начиная от порезов и заканчивая похмельем. Пожилые люди начинают день с того, что съедают ложку мёда.
Так или иначе, но старики тут полны сил – один 95-летний мужчина, например, до сих пор играет на скрипке, а 98-летняя женщина управляет небольшой гостиницей и играет в покер по вечерам.
Десять лет назад Моретис съездил в Америку. Он хотел найти докторов, которые ставили ему диагноз, чтобы они объяснили, что с ним произошло.
Оказалось, что все они к тому времени уже умерли.