— Лена, а ты что, деньги мне отдавать не собираешься? — спрашивала Марьяна у сестры, — как-то нечестно получается!
Я твою дочь приютила, кормила её за свой счёт, в заработке потеряла. А могла бы комнату, в которой Алинка жила, туристам сдать. Давай, переводи, я жду.
Кстати, мы с Мишей скоро приедем! Сезон заканчивается, пора готовиться к осени.
***
До недавнего времени у Лены с её старшей сестрой Марьяной отношения были замечательные.
Марьяна со взрослым сыном, Михаилом, с сентября по март жила в Киеве, Лена для родной сестры освободила свою вторую квартиру.
С просьбой останавливаться у сестры Марьяна обратилась к Лене пять лет назад. Как-то в телефонном разговоре женщина посетовала:
— Ой, Лена, ты даже себе не представляешь, как я скучаю по Киеву! Он мне часто во снах снится.
Конечно, у нас в Одесской области хорошо, тепло, солнечно, море недалеко, но всё равно это не то.
Осень и зима – сезоны мёртвые, зарабатывать в это время не получается.
— Зато у вас фрукты и овощи дешёвые, — засмеялась Елена, — а что у нас тут, в Киеве, осенью и зимой делать? Холодно, слякотно, мокро.
— Ой, ты не скажи, — не согласилась с сестрой Марьяна, — это же культурная столица, в Киеве всегда есть, куда сходить.
Лен, я, знаешь, что тут подумала? У тебя же есть вторая квартира? Может быть, мы будем на полгодика в Киев приезжать и с Мишей там жить? Как ты на это смотришь?
— Ну хорошо, — немного подумав, согласилась Елена, — приезжайте. Так хоть видеться будем чаще.
Марьяна, получив согласие от Лены, обрадовалась и приехала. Первые пару лет она исправно платила коммунальные услуги и даже отдавала сестре перед отъездом деньги.
Называла она их «компенсацией»:
— Вот тебе на мороженое, — шутила старшая сестра, — спасибо, Лен. Даже уезжать не хочется, но надо — скоро туристы повалят. В этом году опять приедем, жди!
— Хорошо, — смеялась Лена, — буду ждать.
Елена по характеру человеком была добрым и податливым, что очень не нравилось её дочери, Алине.
Девушка постоянно удивлялась:
— Мам, ты почему квартиру не сдашь? Ты кредит ещё за ремонт, в ней сделанный, не выплатила! По полгода тетка со своим великовозрастным лентяем у нас бесплатно живут и дают тебе за эти месяцы, в лучшем случае, двадцать тысяч! Я, конечно, всё понимаю, вы родственники, но…
— Да ладно тебе, Алин. Мы должны друг другу помогать. Придёт время, и Марьяна нас в беде не оставит.
Вот разберусь с кредитом, ты как раз учёбу в институте закончишь, и махнём мы с тобой к морю! Будем на полном содержании Марьянки два месяца сидеть.
***
Недомолвки между сёстрами начались в третий приезд Марьяны и Михаила. О том, что тётка с двоюродным братом не платят коммуналку, первой узнала Алина.
Хорошая знакомая девушки работала в управляющей компании и позвонила ей спросить, когда погасят долг:
— Сумма приличная набежала, Алин. Ты матери-то передай, пусть к нам зайдёт. Сейчас этим строго, с должниками судятся.
— А за сколько месяцев долг-то?
— Четвёртый уже пошёл.
Алина позвонила тётке, трубку взял Михаил. Поздоровавшись, она попросила брата пригласить мать к телефону.
— А нет её, — ответил Михаил, — она дома вообще не сидит, всё время по каким-то выставкам, ярмаркам ходит, а телефон с собой не берет, чтобы окультуриваться не мешали. Заняться ей больше нечем!
— Миш, тут такое дело… У меня бывшая одноклассница в управляйке работает. Она сегодня мне позвонила и сказала, что долг за свет у нас. У вас, вернее.
— А, это ты к матери обращайся, — тут же открестился Михаил, — я в эти дела не лезу.
Алина, поговорив с двоюродным братом, позвонила матери. Елена удивилась, пообещала связаться с сестрой и узнать у неё задолженности.
Марьяна вечером Лене позвонила сама и принялась каяться:
— Алин, вот ты не поверишь, совсем денег нет!
— А чего ты сразу не сказала? Я бы не позволила долгу расти, сразу бы оплачивала.
— Да стыдно перед тобой… Сезон в этом году совсем плохой был, ничего толком не заработали.
Елена стала исправно платить за электроэнергию, пока сестра гостила в её квартире.
Когда Марьяна с Михаилом уехали, Алина матери предложила:
— Мам, зачем это надо? Прекрати играть в добродетель, пусть или платят, как положено за то, что сами намотали или пусть не приезжают! Если у тебя смелости не хватает своей наглой сестрице отказать, давай это я сделаю!
— Не надо ссориться, — попросила Елена, — не такие уж это и большие деньги. Зачем с родственниками отношения из-за мелочи портить?
В этой фразе была вся Елена. Она всегда старалась сглаживать углы и не раздувать конфликты. Тем более, была уверена, что в следующий приезд Марьяны такого не будет.
Позже выяснилось, что Лена ошибалась. Марьяне понравилось жить у сестры абсолютно бесплатно, поэтому ситуация повторилась ещё два раза.
***
Алина с детства болела астмой. Что только её мать не перепробовала: возила дочку по больницам, добивалась консультации профессоров, покупала разрекламированные лекарства, но избавиться от приступов так и не удалось.
Женщина знала, что морской воздух Алине полезен, но за всё время у женщины так и не получилось свозить дочь на море — то денег не было, то времени.
Воспитывала Лена Алину одна.
Девушка после пятого по очереди приезда тётки предложила матери:
— Мам, а тебе не кажется, что пора нанести родственникам ответный визит? Они по полгода они живут в нашей квартире, ни за что не платят.
Гуляют, отдыхают в то время, как ты работаешь на кредит и коммуналку.
Позвони-ка тетушке, скажи, что я в гости хочу приехать.
— Хорошо, — согласилась Елена, — я всё равно не могу в этом году – летом в отпуск не попадаю, пойду в октябре.
Марьяна просьбе сестры не обрадовалась:
— А чего раньше не сообщила? — принялась укорять Елену родственница, — у меня все комнаты в доме забронированы, куда я Алинку поселю?
— Ну что, Марьян, разве ничего сделать нельзя? Ты же знаешь, она с бронхами мучается, много лет назад один профессор вообще посоветовал климат сменить и поближе к морю переехать. Думаю, может чем поездка ей поможет?
— Ну, если только с нами во времянке будет жить… Ладно, пусть приезжает. Ты только заранее мне позвони, дату сообщи, что бы Мишка её встретил.
***
Алина готовилась к каникулам тщательно. Обновила гардероб, купила, наверное, целую линейку средств от загара, для загара и вместо него.
Предвкушая прекрасный отдых, Алина села на поезд и уехала к морю.
***
Реальность девушку ждала суровая…
Когда Михаил привёз двоюродную сестру к себе домой, Марьяна провела её в небольшой двухкомнатный домик, стоявший внутри сада, и указала на железную панцирную кровать:
— Вот твоё место, располагайся. В шкафу я тебе полку под вещи выделила. Давай сразу договоримся: работы у нас тут много, я своих постояльцев обедом и ужином кормлю за дополнительную плату, поэтому будешь мне помогать.
На тебе — дома прибраться, фрукты собрать, ну или еще что по мелочи. А то времени у меня не хватает ни на что! Абрикосы, яблоки, груши падают и гниют на земле, а урожай богатый в этом году будет.
Уже через неделю отдыха Алина горько пожалела о том, что вообще напросилась к тётке в гости. У девушки не было времени даже к морю съездить.
Марьяна племянницу на весь день загружала работой. Алина звонила матери и жаловалась:
— Честное слово, как будто в ра.б.ство попала! Мам, ты позвони тётке, скажи, чтобы она лютовать перестала!
Я ни разу нигде не была за всё это время, даже в кафе не сходила. Моря не видела! Зачем я вообще сюда приехала?
— Хорошо, — согласилась Елена, — сейчас Марьяне наберу.
После разговора с сестрой Марьяна вышла в сад, где Алина опрыскивала яблони от вредителей и зло процедила:
— Иди, отдыхай! Бедная, уработалась так, что матери тут же побежала жаловаться! Избаловала тебя Ленка, белоручку какую-то вырастила! Я и без твоей помощи справлюсь, можешь быть свободна.
Оставшиеся три недели Алина провела так, как хотела: много гуляла, познакомилась с компанией молодых ребят и девушек, с одним парнем у неё даже завязался курортный ро.ман. Девушка вдоволь накупалась и отлично отдохнула.
Накануне отъезда Марьяна вручила Алине листок бумаги с подробно расписанными расходами:
— С тебя сорок три тысячи — объяснила ошарашенной племяннице тётка.
— За что? — удивилась Алина.
— Как это — за что? — ответила тётка. — Ты у меня сколько жила? Я тебя за свой счёт кормила, постельное бельё тебе стирала, полотенца чистые выдавала.
А сколько ты яблок съела? Я, между прочим, их на рынке продаю.
Электричество мотала, когда ноутбук свой и телефон заряжала? Воду тратила? В душ ты, между прочим, каждый день бегала, да не по одному разу.
Тебе номер карты дать или наличкой отдашь? Помогала бы мне, и не пришлось бы платить.
У Алины с собой таких денег не было, о чём она поспешила сообщить тётке:
— Ладно, — согласилась Марьяна, — приедешь, матери скажешь, пусть она мне переведёт. Реквизиты я ей сообщу, когда позвонит.
***
Лена, когда дочь ей передала просьбу сестры, расстроилась: она столько хорошего сделала для Марьяны, а та имела наглость ещё и деньги за проживание с родной племянницы попросить!
— Ничего я ей отправлять не буду, — разозлилась Елена, — и в квартиру к себе больше не пущу. Хватит ей моей добротой пользоваться!
В телефонном разговоре Лена сестре свое решение озвучила, и Марьяна возмутилась:
— Как это — платить не будешь? Я убытки понесла! Лена, я не хочу с тобой ругаться, давай мирно решим? Запиши мой номер карты, я жду от тебя деньги.
— Считай, что ты со мной рассчиталась за те пять лет бесплатного проживания. Кстати, Марьяна, больше можешь не приезжать. Я в свою квартиру квартирантов впустила, договор уже на ближайшие пять лет заключила.
— Ах вот ты как, — разозлилась старшая сестра, — пакость мне сделать решила? Ну и подавись ты этими деньгами, ещё больше потеряешь, чем приобрела!
А насчёт квартиры…
Очень ты непорядочно поступаешь, на наше родство плюёшь! Ничего, тебя жизнь обязательно накажет, попомни моё слово.
***
Лена действительно квартиру сдала, а со старшей сестрой общаться перестала. После выходки Марьяны Лена поняла, что сестра много лет ей пользовалась.
Через год Марьяна вновь объявилась и, как ни в чём не бывало, стала опять проситься на постой.
Елена, выслушав сестру, бросила трубку и решила сменить номер, чтобы больше никогда Марьяну не слышать.