Просто полная женщина пьёт чай со сластями

Эту картину все знают

Эту картину все знают;
приятно на неё смотреть. Хотя продукты вредные, купчиха слишком полная, да и никакого нет драматизма или трагизма. Просто полная женщина пьёт чай со сластями. И арбуз ест. Где подвиги и преодоление жизни?
А сама картина — преодоление. И другие радостные, красочные картины Кустодиева — преодоление и победа. «…я иногда удивляюсь своей где-то внутри лежащей, несмотря ни на что, радости жизни, — просто вот рад тому, что живу, вижу голубое небо…», — так писал художник. Он прожил мало — всего сорок девять лет. И большую часть своей жизни жестоко страдал — у него была опухоль позвоночника. И сначала рука отнялась; были жестокие боли. Потом ноги отнялись. И вторая рука еле двигалась. Тогда особо лечить не умели, хотя сделали операцию. Но болезнь не отступила. И художник лёжа писал свои яркие и красочные картины. Он не мог гулять, ездить на отдых, любоваться видами природы. Он говорил, что все картины — у него в голове. А он из оттуда срисовывает. Для людей. Для радости и счастья.
И ещё больше поражает, что «Купчиху» он писал в 1918 году, во время голода, разрухи и ужасов Гражданской войны. Когда ни чаю, ни хлеба простого не было. А кошек ели; если удавалось поймать. Можно было апокалиптические ужасы рисовать, тем более, когда ты калека, прикованный к постели. И все болит у тебя. И есть хочется. Но он писал полных женщин-красавиц, русскую провинцию, ярмарку… Этого не было в мире, но было в его голове. И все хорошее из головы он показывал людям — смотрите, жизнь бывает прекрасной! Все вернётся и снова будет хорошо, потому что оно есть. И я его помню и вам показываю!
Плохие и страшные времена прошли. И художник ушёл в другой мир, может быть, такой, какой он видел в своей голове, — там был его личный рай. И мы его тоже увидели. Вот на этих радостных и тёплых картинах, созданных тяжелобольным человеком в страшные времена. Он тоже всем помог и дал возможность видеть добро и верить, что оно вернётся. Оно есть.

© Анна Кирьянова

Источник

Сторифокс