Клавдия Семеновна всегда была женщиной властной, своевольной, не терпевшей иного мнения, кроме собственного. Единственного сына она воспитывала в спартанских условиях, считая, что именно так закалит его характер и сделает из него настоящего мужчину, порядочного, честного. Такого, за которого не будет стыдно.
Видимо, она решила, что с возложенной на себя задачей не справилась. Сын вырос, но стал для матери не причиной для гордости, а источником разочарования. Она постоянно находила в нем недостатки и изъяны. Причина такого поведения была до тошноты банальна и проста – Игорек был копией своего отца.
Муж Клавдии Семеновны ушел, когда Игорек был совсем маленьким. Находиться рядом с такой женщиной было непросто. Мужчина пытался, помогал жене во всем, неплохо зарабатывал. Но всегда и во всем встречал с ее стороны лишь укоры.
После рождения ребенка стало еще хуже. Молодая супруга превратилась в вечно недовольную фурию. Когда списывать ее «выпады» на усталость после родов стало невозможно, мужчина собрал вещи и ушел. Оставлять маленького сына было горько и больно, но иного выхода мужчина не видел. Чувство вины быстро превратило мужчину в расцвете сил в старика. В одно ужасное утро сердце отца Игорька остановилось.
Так мальчик остался сиротой при живой матери.
Никогда в жизни от мамы он не видел похвалы, поддержки или сочувствия. Однако их в полной мере получал другой житель их квартиры – кот Василий, подобранный матерью на помойке в тот самый день, когда мужа не стало. Женщина сочла это знаком свыше. Ведь теперь в ее жизни был тот, о ком она должна заботиться, и кто не сможет ей перечить или разочаровывать.
Так они и жили — властная Клавдия Семеновна, непутевый Игорек (мать даже Игорем его не называла, считая, что он не заслужил столь серьезного обращения) и идеальный во всех отношениях Василий. Последний был источником гордости женщины и зависти соседей. Тем, кем так и не стал сын.
Более-менее идеальная жизнь разрушилась в тот день, когда сын, убегая на работу, забыл закрыть входную дверь и Василий выбежал на улицу. Вернувшегося вечером Игоря мать не пустила в квартиру, заставив идти на поиски кота. Кота не нашли, а Игорь утром собрал вещи и ушел из дома. Больше его Клавдия Семеновна не видела… живым.
Прошло несколько лет. Однажды на пороге квартиры Клавдии Семеновны появилась девушка, одетая во все черное и с двумя маленькими детьми. От нее Клавдия узнала, что за прошедшие годы сын женился, стал отцом двух мальчиков и погиб под колесами автомобиля.
Сказать, что сильно расстроилась, женщина не могла. В ее сердце не было особо сильных чувств к сыну. А когда он стал причиной гибели любимого Василия (Клава все же нашла его тело уже после того, как сын ушел из дома), мать совсем охладела к Игорю.
Она получала от него приглашение на свадьбу. Но не сочла нужным прийти на праздник. И о том, что стала дважды бабушкой, тоже знала, но не хотела видеть внуков. Единственной причиной для радости, стал Василий Второй, которого она купила в зоомагазине только потому, что он был точной копией первого. Того самого, идеального. Второго кота женщина любила еще сильнее.
— Так, ну я все поняла, Игорек погиб, это его дети. От меня тебе что надо?
Казалось, сноха не расслышала или не поняла вопроса.
«Надо же, какую тупую курицу Игорек себе в жены взял» — подумала женщина, увидев, как девушка молча хлопает глазами.
— Вы извините, но я к вам с просьбой. Игоря нет (девушка едва сдерживалась, чтоб снова не начать рыдать о погибшем муже), а на мою зарплату я с детьми не протяну…
— Ты денег что ли пришла просить? – Клавдия Семеновна готова была вспыхнуть и закипеть.
— Нет! Нет. Что вы! Я хотела попросить вас присмотреть за внуками пару часов в день, пока я на второй работе буду.
— А садики на что?
— Садики только до шести. А я на работе до восьми, а то и до девяти бываю в магазине.
— Это мне их еще и забирать что ли?
— Нет – нет! Я уже договорилась с хозяйкой магазина – она меня будет на полчасика отпускать, чтобы я детей забрала и к вам привела.
Клавдия Семеновна замолчала. Ей жутко хотелось выставить за дверь эту малолетнюю нахалку с ее отпрысками. Никаких теплых чувств к внукам у нее не было – сопливые, зареванные дети уже успели схватить ее Василия за хвост, за что моментально перешли в категорию «невоспитанные сопляки». Но это были ее внуки, дети ее сына. Те люди, которые будут ухаживать за ней в старости. Или не будут, если их сейчас выставить. Раздумья свекрови затягивались. Вдова Игорька заметно нервничала.
Девушка целую неделю собиралась с силами и мыслями, чтоб пойти к свекрови за помощью. Муж говорил, что мать очень сложный, жесткий человек, но такого она не ожидала увидеть. Детей взяла с собой специально, в надежде растопить сердце бабушки. Оказалось, что в своих описаниях муж даже приукрасил характер своей матери.
Надя была почти уверена, что свекровь откажет, но продолжала робко надеяться.
Молчание прервал старший ребенок.
— Мамочка, я кушать хочу.
— Сейчас малыш, придем домой, я тебя покормлю! – сказала сыну Надежда.
— Ладно! Приводи на пару часов! Но! Кормить, сопли и зад ницы вытирать им я не буду! И кормить сама будешь, не собираюсь я с ними нянчиться!
— Спасибо вам большое! Вы меня так выручили! – Надя была несказанно рада, что свекровь не отказала, но последнюю фразу девушка истолковала неверно.
— Да вы не волнуйтесь! Они не привередливые, что приготовите, то и покушают. Да и ложкой работать они сами умеют!
— Не сомневаюсь, что только этому вы их и обучили! – грубо бросила женщина и указала гостям на дверь.
И они вышли.
— Мама, но ты же говорила, что бабушка нас любит, что она будет нам рада, что угостит чем-то вкусненьким? – старший сын уже начинал многое понимать и иногда задавал неудобные вопросы.
— Сынок, бабушка вас очень любит и очень рада вам. Просто она ещё расстроена, что папы нет. Ведь он ее сын. Ей без него грустно. А вас еще не видела, вот и растерялась! Вы с ней обязательно подружитесь! Я уверена! Ведь это ваша бабушка! Мама вашего папы. Она вас обязательно полюбит.
— Я что-то сомневаюсь. Мишка ее кота только чуток погладил, так она так его по руке ударила, что он заплакал! Я видел!
— Наверное Мишеньку котик поцарапал, а бабушка хотела Мишину ручку убрать. Бабушка не могла желать вам зла!
— Нет! Я же видел, она сама стукнула его по ручке!
Надя не могла признаться сыну, что тоже видела этот эпизод. И сразу захотела собрать сыновей в охапку и бежать прочь от этой жестокой женщины. Но оставить детей было не с кем. Няня ей не по карману, а выжить на одну зарплату с двумя детьми — нереально. При мысли о том, что все эти горести стали последствием трагедии, которая забрала ее любимого, Надя почувствовала, что глаза снова застилают слезы. Плакать при детях она не стала – пообещала себе быть сильной. Подняв глаза к небу, она тихо сказала:
— Я справлюсь! Я со всем обязательно справлюсь! Вот увидишь! Ты будешь нами гордиться!
На следующий день Клавдии Семеновне предстояло впервые сидеть с внуками. В отличие от других бабушек, она не готовилась к их приходу. Не ставила тесто на пирожки, не пекла блинчиков и не варила полезный супчик. Зато с утра отстояла огромную очередь в магазин, который продавал самую свежую рыбу. Ее она покупала для любимого кота. По дороге из рыбного магазина, она заскочила за колбаской и сыром, которые стоили ей почти четверти пенсии. Все эти лакомства она приобретала для любимого Василия. Кот был единственной радостью, гордостью и причиной открывать поутру глаза.
Придя домой, женщина сварила самых дешевых макарон – ими она планировала накормить внуков, если те попросят есть.
С того дня Надя стала каждый день приводить к ней детей и снова убегать на работу. Забирала сыновей она уже поздно вечером. Даже учитывая то, что мальчиков она почти не видела, но приметила, как сильно они похудели, какими стали тихими и незаметными. Однажды старший сын оговорился, что бабушка постоянно ворчит на них, за все ругает и ничего не дает покушать. Максимум, что можно выпросить – пустые макароны.
На следующий день Надя решила выяснить, так ли обстоят дела, как рассказал ребенок.
— Нет, а ты что думала – я буду с ними сидеть бесплатно, да еще и кормить их деликатесами за свой счет? У меня нет печатной машинки для денег! Я живу на одну пенсию и не могу себе позволить кормить еще и твоих дармоедов!
Надя стояла, словно громом пораженная. Дармоеды? Ее дети? Родная бабушка отказывалась кормить собственных внуков, единственных оставшихся родных людей? В ее голове это не укладывалось. Однако она взяла себя в руки и не стала устраивать скандал. Возможно, свекровь права и у нее действительно нет денег кормить еще два рта.
Однажды сын поведал ей, что у бабушки есть деньги на колбасу и сыр. Но покупает она их только для кота. А когда он хотел взять кусочек для младшего брата, женщина грубо отругала его и сказала, чтоб не лез куда не просят.
— Ну сынок, бабушка вас ведь все равно кормит.
— Да! Макароны и иногда ливерная сосиска, от которой кот отказался!
Потрясенная Надя решила приготовить для детей сама. Она брала с собой контейнер с молочными сосисками и гречневыми котлетами с утра, хранила его на работе, а вечером отдавала свекрови вместе с детьми, что та их накормила вечером. Для нее это было сложновато финансово, но другого выхода она не видела.
Выход, который она сочла идеальным, таковым был недолго. Спустя несколько дней сын снова пожаловался, что они с братом у бабушки голодают.
— Ну сынок, как тебе не стыдно! Я же вам с собой покушать готовлю!
— Мама! Она (мальчик так и не смог назвать бабушкой эту грубую и жадную женщину) все равно нас макаронами невкусными кормит, а твою еду коту своему отдает. И только если он откажется – дает нам!
Вынести такого Надя не смогла. Уложив детей спать, она до самого утра не могла сомкнуть глаз, подбирая слова для разговора со свекровью. Однако, как она не старалась, понимала, что не выдержит и просто-напросто накричит на эти недобабушку и выскажет ей все, что накопилось!
Так и получилось. Отпросившись на час с работы и отправив сыновей в садик, Надя пришла к свекрови. Все заготовленные с вечера слова мгновенно испарились, когда она увидела недовольное лицо женщины.
Надю прорвало, словно вулкан. Не стесняясь в выражениях и не подбирая слов, она устроила свекрови бурную ссору, припомнила той и пустые макароны, и вечно оцарапанных котом детей, и скормленную ему детскую еду.
Клавдия Семеновна надменно выслушала и, бросив, «сама тогда выкручивайся со своими дармоедами», закрыла дверь перед носом снохи.
Прошло двадцать лет.
Надя выстояла! Она смогла встать на ноги и достойно воспитать сыновей. Старший стал успешным бизнесменом, младший недавно окончил ВУЗ и помогал брату на его фирме. Надя не вышла больше замуж, она жила ради своих детей. К счастью, они выросли благодарными и любящими. Часто приезжали к матери, заботились о ней.
Однажды Надя услышала, что свекровь ее сильно заболела (несмотря на обиду, она интересовалась ее здоровьем). Настолько, что жить одна и обслуживать себя не могла. Соседи отправили ее в больницу. На семейном совете с сыновьями было решено привезти бабушку к себе. Надя смогла воспитать детей без обиды на бабушку, стараясь не напоминать о том, как плохо та с ними обращалась.
Через несколько дней, подготовив для свекрови отдельную комнату со всем необходимым, Надя со старшим сыном забрали старушку к себе домой. Женщина поразилась, насколько слабой и истощенной та оказалась. Чтобы выходить едва живую бабушку, Надя варила ей полезные бульоны, готовила только самую лучшую еду. Внуки тоже старались порадовать бабулю – привозили разные вкусности.
Понемногу ледяное сердце старушки начало оттаивать. Видя, как к ней относится семья сына и вспомнив, как сама морила внуков голодом, старушка расплакалась, горько пожалев о своем поведении. К сожалению, ей не довелось долго пожить с родными людьми. Спустя всего месяц Клавдия Семеновна тихо умерла во сне. Забирая из ее квартиры вещи, приготовленные для погребения, Надя узнала, что квартиру старушка переписала на соседку, которая приютила у себя кота, когда Клавдию забрали в больницу.
— Он еще жив? Столько лет прошло!
— Да что ему сделается! Она ж с него пылинки сдувала, будь он не ладен! Надь, она ведь на меня квартиру переписала, так как думала, что не нужна вам!
— Не нужна нам ее квартира! Детям моим бабушка нужна была. А мне – поддержка после с.мерти мужа! Она ведь сына потеряла. Я думала, мы будем поддерживать друг друга! Неужели она сомневалась, что мы ее забудем!
П.охороны прошли, Надя с сыновьями организовали все, как полагается, и не держали зла на покойную за квартиру. Бабушку им ничего не могло заменить, им нужна была она, а не ее жилплощадь.
Вскоре Василий Второй отправился вслед за хозяйкой, а соседка переписала квартиру Клавы на внуков.