На берегу Темзы, примерно в 9 км к востоку от Гринвича, расположено двухэтажное кирпичное здание, в котором находится одна из самых красивых насосных станций викторианской эпохи.
Прозванное Собором на болотах в честь соседних болот Эрит, это великолепное здание отличается впечатляющим декоративным чугунным литьем. Снаружи здание изначально имело гигантскую дымовую трубу в полоску, а его дверные проемы были выполнены по образцу нормандских соборов.
Богато украшенный интерьер насосной станции Кросснесс в Лондоне.
Первая в своем роде в мире насосная станция Кросснесс была спроектирована сэром Джозефом Базальгеттом, главным инженером Столичного управления работ, для решения большой зловонной проблемы Лондона, вызванной выбросом неочищенных сточных вод и промышленных отходов в Темзу, пока река не превратилась в открытую канализацию, лишенную какой-либо рыбы и другой живности. Помимо зловония, исходившего от реки, это привело к загрязнению воды по всему быстро растущему городу, что вызывало эпидемии, такие как холера.
План Базальгетта состоял в том, чтобы отвести сточные воды как можно дальше от города с помощью самотеков и паровых насосов, а затем сбрасывать их без очистки в Темзу далеко на юго-востоке от города. Для этого он построил сеть перехватывающих канализационных труб, идущих параллельно реке, длиной около 132 км. Они собирали сточные воды из более чем 724 км существующих канализаций, которые сами получали содержимое из более чем 21 000 км небольших местных канализаций, ежедневно обрабатывая почти 2 000 000 л отходов. Строительство канализации было грандиозным мероприятием, в ходе которого было выкопано 3,5 миллиона кубических ярдов земли, потребовалось 318 миллионов кирпичей и 673 км² бетона и раствора. Базальгетт также построил три огромные насыпи вдоль берегов Темзы, внутри которых проходили канализационные линии.
Внешний вид насосной станции Кросснесс
По большей части сточные воды двигались самотеком, но в таких местах, как Челси, Дептфорд, Эбби Миллс и Кросснесс, были построены насосные станции, чтобы поднять воду и обеспечить достаточный поток. Из них насосные станции в Эбби Миллс и Кросснессе были самыми великолепными в архитектурном отношении с богато украшенными куполами, напоминающими купола византийских церквей. Историк архитектуры Николаус Певснер описал архитектуру здания как “неортодоксальную смесь, в стиле итальянской готики, но с ярусами византийских окон и центральным восьмиугольным фонарем, придающим благородный русский колорит”.
Внутри здания находятся четыре гигантских паровых балочных двигателя, названных в честь членов королевской семьи: королевы Виктории, принца-консорта, Альберта Эдуарда и Александры Датской. Колоссальные машины могли поднимать 6 тонн сточных вод за один ход каждого двигателя на высоту от 9 до 12 м, в резервуар, который затем сбрасывался в Темзу во время отлива. Когда в 1950-х годах насосная станция была выведена из эксплуатации, стоимость демонтажа двигателей была настолько огромной, что их оставили на месте. Более пятидесяти лет насосная станция и машины простаивали, накапливая пыль, пока в 2015 году не были восстановлены и превращены в туристическую достопримечательность.
Интерьер насосной станции Кросснесс.