Самое крупное в мире парусное судно

“Томас У. Лоусон”, был невероятным судном.

14 декабря 1907 года у побережья острова Аннет на островах Скилли потерпел крушение большой парусник, в результате чего погибли все находившиеся на борту, кроме двух человек из восемнадцати членов экипажа, и произошел первый в мире крупный разлив морской нефти. Корабль, попавший в аварию, “Томас У. Лоусон”, был невероятным судном.

“Томас У. Лоусон” был самым большим в мире исключительно парусным судном, то есть без вспомогательного двигателя, и единственной семимачтовой шхуной. Она была построена одноименным медным бароном Томасом У. Лоусоном с единственной целью — показать всему миру, что парус все еще может быть конкурентоспособным в эпоху паровых машин.

Спущенный на воду 10 июля 1902 года, “Томас У. Лоусон” имел длину 475 футов (145 м), семь мачт высотой почти 200 футов (61 м) каждая и 25 парусов общей площадью 43 000 квадратных футов (3 995 км²). Его валовая регистровая вместимость составляла 5 218 тонн, грузоподъемность — 11 000 тонн, а экипаж насчитывал всего 18 человек, в то время как для парохода аналогичного размера потребовалось бы до пятидесяти. Это стало возможным благодаря тому, что работа моряков была облегчена различными механизмами. Шхуна, хотя и не имела двигателя, была оснащена паровым рулевым механизмом, паровыми лебедками, электрической системой и даже телефонной сетью.

При полной загрузке осадка “Томаса У. Лоусона” составляла 9 метров. Любопытно, что в то время в США был только один порт, способный принимать такие глубокосидящие суда, — Ньюпорт-Ньюс в штате Вирджиния. В результате его грузоподъемность была уменьшена до 7 400 тонн, чтобы он мог заходить в большее количество портов. Но даже с уменьшенным грузом “Томас У. Лоусон” был настолько большим и неповоротливым, что им было трудно маневрировать. Он часто отклонялся от курса и нуждался в сильном ветре, чтобы удерживать курс. Моряки сравнивали его с огромной ванной или китом, выброшенным на берег.

Изначально “Лоусон” был создан для перевозки угля вдоль Восточного побережья Америки. Но в начале 20 века возник большой спрос на нефть, поэтому парусник был продан компании Anglo-American Oil Co, и в 1906 году на верфи Newport News & Drydock был переоборудован в нефтеналивной танкер вместимостью 60 000 баррелей (8 184 т), что сделало его в то время одним из крупнейших танкеров на плаву.

19 ноября 1907 года “Лоусон” отплыл от причалов нефтеперерабатывающего завода Marcus Hook, расположенного в 20 милях к югу от Филадельфии, в Лондон для своего первого трансатлантического перехода с 58 000 баррелей легкого парафинового масла. Во время плавания “Лоусон” столкнулся с несколькими штормами, которые разрушили все спасательные шлюпки, кроме одной, и большую часть парусов. Несмотря на повреждения, шхуна достигла Кельтского моря к северо-западу от островов Скилли. 13 декабря она вошла в Ла-Манш, где, как надеялись, сможет переждать шторм. Капитан Джордж Вашингтон Доу, уверенный, что судно переживет шторм, категорически отказался от помощи двух кораблей, находившихся поблизости.

Шарлотта Дорриен-Смит вспоминала: “Капитан не подавал никаких сигналов бедствия и сказал, что не считает ситуацию опасной. Со своими снастями он мог бы пережить любой шторм на американском побережье, но, увы, не здесь”.

В следующую ночь шторм достиг скорости 90 миль в час и оборвал якорную цепь судна. Сдавшись на милость бушующего моря, шхуна разбилась о скалистый берег возле Аннет и опрокинулась. В утреннем свете перевернутый киль судна был виден возле рифа, с которого оно соскользнуло в более глубокую воду. Толстый слой ила из трюма корабля собрался на поверхности. Из 18 человек, находившихся на борту, только двое выжили после крушения: капитан Джордж У. Доу и инженер Эдвард Л. Роу. Все, чьи тела удалось извлечь, были похоронены в братской могиле на кладбище Сент-Агнес.

Разбитые и разбросанные обломки судна “Томас У. Лоусон” сейчас лежат к северо-востоку от скалы Шэг-Рок на глубине 60 футов (18 м), и при спокойной погоде их могут посещать аквалангисты. Один из якорей теперь встроен в наружную стену дома Блик Хаус, Бродстейрс, — бывшего дома Чарльза Диккенса, — и его можно увидеть вместе с фотографией шхуны.

Затонувшее судно “Томас У. Лоусон”.

Источник

Сторифокс