Фрунзе Мкртчян, или просто Фрунзик, — один из самых светлых актеров советского кинематографа. На экране он шутил и излучал бесконечную энергию, но, когда камеры выключались, улыбку редко можно было увидеть на его лице. Трагедией, перечеркнувшей его жизнь, стала болезнь жены и сына.
Дома его называли Мгер (в переводе с армянского «светлый»), а официально — Фрунзе. Несмотря на врождённый актерский талант, Фрунзик не сразу стал актёром. Диплом об окончании Ереванского театрально-художественного института он получил только в 1956 году, а до этого ему пришлось поработать на заводе — просто потому, что на учёбу не было денег.
Его мать была посудомойкой, а отец — простым табельщиком, который к тому же когда-то когда-то попался на краже. Кража была символической — в надежде заработать хоть каких-то денег на еду для семьи Мкртчян-старший попытался вынести с завода отрез ткани.В те времена с «несунами» не церемонились, итог — 10 лет тюрьмы.
Фрунзик шутил, что сначала в кино снялась его нога. Его пригласил сам Александр Роу в картину «Тайна озера Севан». У Мкртчяна была задача убрать с дороги камень. Он исполнил роль идеально, но режиссёр так порезал эпизод, что от Фрунзика Мкртчяна в фильме осталась только одна нога.
Несмотря на забавный старт, комедийный талант Фрунзика Мкртчяна заметил Георгий Данелия. Он пригласил актёра сначала в свою комедию «Тридцать три», а затем — в «Мимино». Мкртчян очень любил роль шофёра Хачикяна, ведь на съёмках Данелия позволял ему то, чего не позволял другим. Мкртчян сам придумывал эпизоды, сочинял шутки, устраивал мизансцены. Это ведь именно Фрунзик сочинил крылатую фразу: «Я к нему такой личный неприязнь испытываю, что кушать не могу». Он импровизировал так, что вся съёмочная группа каталась по площадке.
Фрунзе снимался у еще одного легендарного режиссера — Гайдая. В «Кавказской пленнице» он блестяще сыграл роль дяди главной героини. В этих съемках участвовала и жена Фрунзика, Данара.
Фрунзик безумно любил супругу, подарившую ему сына и дочку, поэтому был счастлив, когда Данелия предложил ей роль в одном с ним фильме. Но счастье быстро закончилось. Вскоре после съёмок Данару как подменили. Она вела себя странно, устраивала скандал за скандалом, кричала, что у него в каждом городе по любовнице, делала невыносимым каждый день.
Мкртчяну посоветовали хорошего психолога. Он-то и предположил, что дело не в безумной ревности жены, а в настоящем психическом недуге. Врачи диагностировали у Данары шизофрению. С тех пор, благодаря Фрунзику, его супругу наблюдали лучшие специалисты, женщину отвезли в клинику во Франции, но вылечить её никто не мог. Через некоторое время стало ясно, что болезнь передалась от матери сыну… Эта новость добила Фрунзика.
Последний проект, к которому Фрунзе проявил интерес, — это создание театра в Ереване. Казалось, он воспрянул духом и увидел новую цель в жизни, но судьба распорядилась иначе. В канун 1994 года Мкртчян умер от сердечного приступа — театр начал работу уже без своего основателя. Говорят, в ночь с 31 декабря на 1 января вся мировая армянская диаспора отстояла минуту молчания в память о таком смешном, таком грустном и таком талантливом актёре Фрунзике Мкртчяне.
Источник: izbrannoe.com