Школа танцев Соломона Шкляра, где избавляли от природной неуклюжести и обучали азам пластики

Две шаги налево, Две шаги направо, Шаг впирод и две назад.

Это школа Соломона Шкляра,
Школа бальных танцев,
Вам говорят.
Две шаги налево,
Две шаги направо,
Шаг впирод и две назад.

Кавалеры
Приглашают дамов,
Там, где брошка —
Там пирод.
Две шаги налево,
Две шаги направо,
Шаг назад,
Наоборот.

Дамы приглашают кавалеров.
Там, где галстук,
Там пирод.
Две шаги направо,
Две шаги налево,
Шаг назад и шаг впирод.

Тетя Сарра,
Не крутите задом,
Это ж не пропеллер,
А вы не самолет.
Две шаги налево,
Две шаги направо,
Шаг назад и шаг впирод.

Дамы, не шморкайтесь в занавески!
Это ж неприлично, вам говорят.
Это неприлично, не гигиенично
И не симпатично, вам говорят.

Эй вы люди, помогите Боре,
Помогите Боре, вам говорят.
Он наделал лужу
Прямо в коридоре
Шаг впирод и две назад.

Адик Рабинович!
Я имею выйти.
Я имею выйти, вам говорят.
Адик Рабинович, вы мене замените…
Шаг впирод и две назад.

Эта забавная песенка была очень популярна в советское время, исполнялась известными и не очень артистами и существовала во множестве вариаций, а фамилия главного героя в ней все время менялась — Шкляр, Пляр, Фляр.

Итак, школа танцев Соломона Шкляра, где избавляли от природной неуклюжести и обучали азам пластики, действительно существовала. Одесситы даже одно время пытались доказать, что школа существовала в их городе. Но архивы эту версию опровергли.

Парикмахер Соломон Исаакович Шкляр жил в Киеве на Большой Васильковской, 10, в доме, принадлежавшем Генриху Генриховичу Пфалеру, а стриг и брил на Бибиковском бульваре, 5.

Предприимчивый Соломон обратил внимание, во-первых, на угловатые манеры киевлян среднего сословия, а во-вторых, на то, что многим из них, поскольку они находились уже в довольно солидном возрасте, негде было познакомиться с дамой для серьезных отношений.

И Шкляр открыл школу танцев по тому же адресу, что и жил, — на Большой Васильковской, 10.

В Киеве к началу XX века существовало еще шесть подобных заведений. Некто Бутовецкий держал школу танцев на Александровской, 32, Ф.Гросслер — на Нестеровской, 38, Я.Лапицкий — на Пушкинской, 11, родственник богатого домовладельца Лепчевского — Семен — зазывал желающих на Прорезную, 20, украинские народные танцы пропагандировал Лобойко на Театральной, 4. Самой экстравагантной из старожилов-преподавателей считалась мадам Абрамович-Дембская Ф.Ф., свившая свое гнездышко на Малой Владимирской, 74. Она содержала буфет и любила пофлиртовать со своими учениками.

Однако школа Соломона Шкляра почти сразу захватила пальму первенства. И не только потому, что плата в ней, как гласило объявление, была умеренной, а срок обучения — коротким.

Шкляр принимал желающих практически любого возраста. Сам танцевать не умел. Все показывал на пальцах и с помощью своих ассистентов, а главное, перемежал объяснения беспрерывными шуточками и комментариями, из которых впоследствии и возник текст знаменитой песенки.

Желающих попасть в школу к Соломону Шкляру было столько, что приходилось ждать очереди, хотя танцевали у Шкляра шесть раз в неделю, кроме субботы. Абрамович-Дембская пыталась раскусить рецепт успеха конкурента, она даже посылала учиться к нему собственную дочь — не помогло… О Соломоне слагали легенды. Это была не просто школа танцев, а школа жизни. Там знакомились. И если все нравилось, засылали сватов, но только с благословения самого Соломона.

Уже во время Первой мировой войны его бывшие ученики, обосновавшиеся в Америке, собрали деньги на пароход и уговорили Шкляра податься за океан. Всё остальное — уже домыслы. Ходили даже слухи, что в США Шкляр стал знаменитым балетмейстером и тогда там начался танцевальный бум.

А в России осталась только смешная песенка. Ее автором был известный в 1910-е гг. одесский исполнитель юмористических миниатюр Владимир Хенкин (1883 — 1953). (По другой версии, Хенкин был только исполнителем песни, а автором музыки и слов был некто В. Руденков). Хенкин считался признанным мастером куплетов «на злобу дня». Он-то и спел куплеты о парикмахере, который не от хорошей жизни, а исключительно ради дополнительного заработка устроил танцевальные классы. Хохот в зале во время их исполнения стоял невообразимый. А потом куплеты, как водится, ушли в народ и… дошли до нашего времени. Вот пример современного исполнения.

Источник: izbrannoe.com

Сторифокс