— Собирайте вещи — и уходите, — сказала Зоя сестре мужа. Я больше не могу. И не хочу!

Это был её дом, и теперь в нём больше не было места чужим.

— Зоя, опять заела дверь? — голос Артёма донёсся из гостиной.

— Как обычно, — отозвалась она, плечом закрывая замок. — Я ещё весной говорила: надо было смазать.

— Весна была два месяца назад.

— А ты где был эти два месяца? — Она сбросила пальто на пуф и заглянула на кухню. — Есть что поесть?

— Не успел. Только пришёл. На бутербродах целый день, прости.

Он потёр лоб и заговорил осторожно:

— У Лики беда. Костя выставил её с детьми. Квартира на нём. Она теперь — без жилья.

Зоя молча открыла холодильник, отпила из бутылки кефира.

— Сочувствую. И?

— Подумал, может, они пока у нас? Временно.

Она замерла у раковины.

— Я подумаю, Артём. Только не решай за меня, как в прошлый раз.

«Она — моя дочь!»: Борис Моисеев вписал Орбакайте в завещание Читайте также: «Она — моя дочь!»: Борис Моисеев вписал Орбакайте в завещание

Он кивнул. Или сделал вид, что понял.

На следующее утро Зою задержали в клинике. Потом звонок, ещё пациентка, ветер, шаурма в маршрутке. Вечер — тяжелый. Дом — нужен, как воздух.

Дверь открылась. Первое, что бросилось в глаза — коробки. Детские ботинки.

Лика вышла из кухни в Зоином халате. На лице — зелёная маска.

— Привет! Мы уже устроились. Ты просто ангел.

Зоя молчала.

— Артём сказал, ты не против. Это ненадолго. Мы тихо.

С кухни пахло котлетами. Из детской — крики, топот.

Зоя стояла с ключами в руке. И вдруг поняла: её дом — больше не её.

Артём пришёл поздно.

«Не могу больше здесь оставаться» — Игорь Николаев эмигpирует Читайте также: «Не могу больше здесь оставаться» — Игорь Николаев эмигpирует

— Ну ты чего? Мы же договорились помочь. Временно же.

— *Мы* не договаривались. Ты — решил.

— Лика с детьми. Неужели ты хочешь, чтобы они ночевали на вокзале?

— Не манипулируй. У меня тоже есть границы.

— Зоя… это же семья. Прости.

Она посмотрела на него — и ничего не сказала. Потом пошла на кухню. Лика вынимала противень. Всё в паре, в крошках, в запахе жира.

— Садись! Ужин готов! — бодро бросила Лика.

— Я не голодна.

— Мальчики просто радуются. Ты же понимаешь…

— Очень хорошо понимаю, — тихо ответила Зоя.

Чтобы позволить людям делать с ней все, что они хотят, она замерла на 6 часов Читайте также: Чтобы позволить людям делать с ней все, что они хотят, она замерла на 6 часов

На следующий день Зоя вернулась позже обычного. В прихожей некуда поставить обувь. На балконе — Лика разговаривала по телефону:

— …ну да, живём у неё. Всё как в аптеке: ровно, чисто. Но без души. Она не мама, понимаешь?..

Зоя молча стояла в проёме. Лика обернулась, натянуто улыбнулась. Ни извинения, ни паузы.

Позже Артём принёс чай.

— Ты же знаешь Лику. Язык у неё быстрый. Не обижайся. Она просто нервничает.

— А ты?

Он не ответил. Только налил себе ещё чаю.

— Ты стала жёсткой. Раньше ты другой была.

— Раньше я позволяла себя отодвигать. А теперь — нет.

Он вышел, не ответив.

Поздно ночью она не могла уснуть. Дети снова устроили гонки по коридору. В два ночи кто-то уронил кастрюлю.

Очень смешной рассказ: «Софа, доця, ты када грэчку варишь, крупу перебираешь?» Читайте также: Очень смешной рассказ: «Софа, доця, ты када грэчку варишь, крупу перебираешь?»

Утром Зоя собрала сумку и ушла. Позвонила подруге:

— Кира, можно я к тебе? Просто побуду. В тишине.

— Приезжай. Хоть молчи. Хоть плачь. Хоть спи.

У Киры был дачный дом, тёплый плед и кот, который ложился на колени без вопросов.

Зоя сидела в кресле на веранде и думала: с первым мужем она однажды уже так уступила. Тогда — и осталась ни с чем.

*Не в этот раз.*

Через три дня она вернулась.

Дверь открыла Лика. Удивилась.

— Ты уже?.. Мы думали, ты уехала. Артём говорил, ты не выдержала.

Зоя прошла мимо, не отвечая. В коридоре — ещё больше коробок. В ванной — розовая зубная щётка. На комоде — чужие вещи.

По аристократическим чертам этот народ считается самым красивым народом мира Читайте также: По аристократическим чертам этот народ считается самым красивым народом мира

Вечером кто-то сбил полку. С глухим звуком упала рамка.

Это была фотография Зоиной матери. Последняя, что осталась после пожара. Стекло разбилось.

Зоя подняла её. Стряхнула осколки. Посмотрела в лицо.

Потом встала, пошла в коридор и спокойно сказала:

— Завтра. Или максимум — послезавтра. Вы уходите. Я больше не могу. И не хочу.

Лика собиралась долго. Комментировала. Сетовала. Упаковка шуршала. Дети капризничали. Артём стоял у окна. Молчал.

Когда дверь за ними закрылась — в квартире стало тихо. Почти чуждо.

Зоя вымыла полы, сложила чужие вещи, выкинула щётки.

На следующий день Артём ругался по телефону:

— Мам, она никого не выгоняла. Просто всё вышло из-под контроля!

Из кухни было слышно:

Эту 14-ти летнюю девочку сфотографировал заключенный Вилем Брассе незадолго до казни Читайте также: Эту 14-ти летнюю девочку сфотографировал заключенный Вилем Брассе незадолго до казни

— Ты мне больше не сын! А она — без сердца! Я вам всем — как родная! А вы?..

Артём положил трубку. Сел в коридоре.

Через три дня собрал чемодан:

— Я уеду к ним. На пару дней. Мама в панике. Лика тоже. Надо всё разрулить.

— Скатертью дорожка, — ответила Зоя. — И тапки забери. Хлопоты — не по адресу.

Он ушёл. Не оглянулся.

Через неделю позвонил:

— Зоя, я всё переосмыслил. Давай начнём заново? Мы можем… вместе. Только ты будь гибче, пожалуйста.

— Артём… — сказала она. — Я выбираю покой. Мне больше не нужно быть удобной. Особенно в собственном доме.

Она повесила трубку. Спокойно.

Поздно вечером она зажгла свечу и вставила новое стекло в рамку.

Дом снова стал её.

И она — собой.

Сторифокс