Когда фотоаппарат только изобрели, фотографы снимали в основном либо портреты высочайших особ, либо их роскошные владения.
Однако уже к середине 19 века фотография стала более демократичной, фотографы расширили список объектов для съемки, и начали снимать не только в салонах, но и на природе, и даже пытаться вести репортажную съемку. Или хотя бы делать вот такие живые фотографии лиц, полных эмоций.
Конечно, в 19 веке фототехника еще не позволяла делать полноценный репортаж, однако уже к началу 20 столетия фотографировать людей можно было даже в движении.
Здесь я хочу показать несколько любопытных кадров, на которых, без подсказки — не всегда разберешься, что происходит. Вот это, например, плавучая лавка «Чуга» на реке Онеге, сфотографированная неизвестным автором в 1900 — 1912 годы.
Сейчас водный транспорт в России не так развит как раньше, и грузы доставляют в большинстве случаев по дорогам. Однако, в прежние времена сеть дорог была далеко не такой разветвленной, как сейчас, а до многих и многих деревень попасть иначе как по реке — было нельзя. Вот на таких плавучих лавках, видимо, туда и попадали.
Она же — плавучая лавка «Чуга» на реке Онега, снятая в 1912 году.
А это саамская семья. Так жили и так выглядели коренные жители Кольского полуострова. Это один из типов их жилищ (в избах они тоже жили, но также, во время кочевки, использовали подобные вежи)
Теоретически они могли и в Александровск заходить, чтобы торговать в городе олениной, и приобретать взамен нужные товары.
А тут мужчина едет на быке, перевозит на нем какой-то груз. Не сказать, что это очень необычно, но как правило, люди все-таки на лошадях (на севере — на оленях) ездили. А вот фото быков в такой роли мне встречаются очень редко.
А вот эта необычная конструкция ни что иное, как водокачка, снятая в окрестностях Якутска во второй половине 19 века. Интересна она сама по себе, но есть нюанс, который также вызывает любопытство. Принадлежит она скопцам.
Почему автор решил подчеркнуть этот факт? Скопцы – очень странная, многочисленная и влиятельная российская религиозная секта, просуществовавшая почти два века. Скопцы считали, что единственным путём спасения души является борьба с плотью путём оскопления. При этом, как ни странно, богатство у них зазорным не считалось, наоборот, последователи этой секты были крайне зажиточными людьми.
Возможно, поэтому автор фото особо отметил принадлежность водокачки — не факт, что подобную конструкцию могли возвести рядовые люди.
Здесь с первого взгляда удивляет многоугольная изба, нетрадиционный у нее вид. Но это, что интересно, не изба, а юрта, возле которой стоит небогатая семья качинцев. Снята она в Енисейской губернии. То есть люди сделали юрту, но не традиционным способом — из каркаса и шкур, а из бревна, в виде сруба, и получилась такая интересная постройка.
На этом фото шалаш, в котором скрываются сбежавшие жених и невеста — калмыки. Снят этот кадр в Томской губернии в 1900 — 1905 годах. В центр шалаша вставлена срубленная береза – символ начала нового дома и хозяйства.
А вот еще одна похожая по форме постройка. Правда, это не шалаш, а чум. И тут совершенно невозможно угадать, что происходит, если не знать особые традиции сопровождения родов у коренных народов севера. В частности, у многих было принято делать ритуальное очищение роженицы и помещение, в котором она находилась. Здесь как раз ненка кропит багульником чум, в котором находится роженица.
На этом фото чукчи празднуют пасхальную неделю. Конец 19 века, а они тут уже полностью русифицировались (хотя, многими считается, что этот процесс активно и агрессивно начался только при СССР). Дата съемки: 1885 — 1899 годы.
Так жили нивхи в Хабаровском крае. Подобные непривычные для русских людей люльки были у многих северных народов, от Кольского полуострова, и до Дальнего Востока. Где-то их используют и сейчас, например, видела недавно подобное современное фото, снятое у чукчей.
На этом фото уже карелы. Празднуют день Пантелеймона 9 августа (происходит окропление лошадей после общедеревенского молебна). Здесь наглядно видно, насколько массовые раньше были религиозные праздники в деревнях. Иногда попадаются подобные фото и поражает, сколько народа жило в деревнях, и как они все — подчистую, выходили из дома.
И вот напоследок еще одно фото. Тут у меня просто зацепился взгляд за невероятное количество икон. А потом и за общее благосостояние, и чистоту хаты. В общем, любопытный кадр, отражающий жизнь богатых людей Херсонской губернии в конце 19 века.