В Советском Союзе его ненавидели и любили одновременно

Наглый красавец, харизматичный с пронзительным взглядом. Каким надо быть талантливым актёром, чтобы зрители начали его ненавидеть с первых серий эпопеи!

Вадим Семёнович Спиридонов — актёр советского кино, незаслуженно забытый нынешним поколением. Осмелюсь сказать, что забыт он потому, что фильмы с его участием всегда на разрыв. Они заставляют полностью погрузиться в переживания и вместе с ним предавать, ненавидеть и любить. Это сложно, после фильма с его участием не получится быстро встать с дивана и заняться чем-то другим — ещё долго приходится сопереживать.

Федор Савельев в «Вечном зове», Фёдор Макашин в «Любви земной» и «Судьбе», полковник Деев в «Горячем снеге», и другие роли — везде он выделялся полным погружением в роль. По мне, наиболее яркая роль, роль его жизни — это Фёдор Савельев в «Вечном зове».

Наглый красавец, харизматичный с пронзительным взглядом, роль была роковая в этой эпопее. Каким надо быть талантливым актёром, чтобы зрители начали его ненавидеть с первых серий эпопеи! Соблазнитель, предатель, просто подлец, которого в конце концов убил собственный брат — именно за эту отрицательную роль Спиридонов был в 1979 году удостоен Государственной премии СССР.

Его игра в этом серале вряд ли могла оставить кого-то равнодушным. Ну а вместе с его ролями в дилогии Евгения Матвеева «Любовь земная» и «Судьба» большинство зрителей уверилось однозначно — не может человек без уголовного прошлого так сыграть негодяя. Гнида он. И пошли слухи… А журналисты при случае обязательно спрашивали у артиста «А правда, что вам приходилось сидеть в тюрьме?», что порождало еще больше слухов о бандитском прошлом. После таких вопросов актёр стал сторониться журналистов и в народе сразу заговорили: «Пьет. Пьет, точно знаю.

Слыхала от знакомых». Говорят, что на улице, когда Вадима узнавали в лицо, бывало кричали «Предатель идёт, бей его!», хотя вдова актёра отрицает это. В сериале «Вечный зов» Вадим снимался 10 лет. После выхода на экраны фильма писатель Анатолий Иванов, автор «Вечного зова», сказал Вадиму: «Ты сыграл больше и лучше, чем я написал».

Фёдор и его жена Анна. Путь от любви до ненависти

Фёдор и его жена Анна. Путь от любви до ненависти

А этот сериал (самый длинный в СССР, кстати) действительно получился живым, это шедевр, но это не мыльная опера. Кружева, которые сплёли в сериале, захватывают с первой серии. Это не фильм одного актёра, но подробнее хочу всё же остановиться на среднем сыне семьи Савельевых — Фёдоре, роль которого и сыграл Вадим Спиридонов.

По сюжету юнцом Фёдор начал работать на заимке у местного кулака Михаила Лукича Кафтанова и втайне завидует его разгульной жизни, также мечтая быть богатым и иметь власть. Когда Кафтанов выгнал его отца, он без эмоций занял это место, удивив этим даже своего хозяина.

Но всё же видно, как ломает Фёдора, как он мечется, ведь корни в голове у него правильные. Старший брат Фёдора — революционер, но этот путь совсем не нравится пареньку. Ведь можно быстро породниться с Кафтановым и вылезти из нищеты!

Как горят его глаза, как он пытается выслужиться, он готов идти на всё, даже ударить плетью женщину по приказу, лишь бы заслужить похвалу от хозяина. В глазах Фёдора явно видно и преклонение перед Кафтановым и похоть, когда он смотрит на красивых женщин — игра актёра превосходная!

Молодой Фёдор

Молодой Фёдор

В это момент так и хочется крикнуть Фёдору — одумайся, зачем ты слушаешь Демьяна Инютина, зачем обидел Анфису? И кажется вот-вот и Фёдор станет другим, особенно когда его Кафтанов выпорол на глазах у младшего брата — Ивана, после чего Фёдор ушёл к партизанам.

И все же в каждом взгляде, слове Фёдора — неприкрытая ненависть ко всем, к новому строю, который не дал возможность получить власть над людьми. Ненависть к младшему брату, который поначалу воевал на стороне кулаков, которого он ревнует к своей жене, винит в смерти отца и не раз избивает. Ненависть к жене, к своему сыну, которого считает не родным.

И он мстит, но мстит неизвестно никому, мстит чем может — постоянно встречаясь с Анфисой, которая его искренне любит. Фёдор наслаждается своей властью над этой беззащитной женщиной, ради него терпящей побои мужа.

Не любит он её — в его грёзах это дворовая девка, владеть которыми так он хотел при дворе Кафтанаова! Фёдор наслаждается и тем, что его связь с Анфисой доставляет страдания её мужу — Кирьяну, который от безысходности потихоньку спивается. Что по мне — по ходу фильма иногда возникало ощущение того, что это документальный фильм, ведь нельзя так передать противоречивые и сложные эмоции одного человека!

Фёдор и Анфиса

Фёдор и Анфиса

Точка невозврата в жизни Фёдора — предательство брата Ивана, которого оговорил Кирьян за обещание оставить в покое Анфису. Предательство явное, никто не верит Кирьяну, Фёдора осуждают за поклёп сын, жена, все сельчане.

Анфиса сначала ужаснулась предательству своего мужа, но .. снова начала изменять ему с Фёдором. Спиридонов точно передаёт изменения своего персонажа — его нечастые слова стали падать как камень, взгляд изменился — теперь он с тоской и исподлобья. Он мучается сам и мучает близких.

Вероятно, думаю, что этот фильм много жизни забрал у Спиридонова — ведь для того, чтобы сыграть правдоподобно такие эмоции, на пределе передать их зрителю, необходимо было полностью погрузиться в роль, слиться с героем, который запутался в своей жизни.

Фёдор и Поликарп Кружилин

Фёдор и Поликарп Кружилин

Отдельно хочу насладиться финальной сценой Фёдора в фильме. Война стала для Фёдора отдушиной — он убежал от себя, от всех и имел шанс очиститься. Но судьба решила по другому — Фёдор перешёл на ту сторону. Хотя перешёл он может быть просто назло другим, а не из-за убеждений.

В коротком диалоге с братом Иваном Фёдор раскрывается. Брат для него — «Ваньша», то есть что-то промелькнуло любимое с детства, родное в глубине его мрачной и заблудившейся души. Хоть и кормил Фёдор Ваньку будучи мальчишкой землёй… Тут и секундное удивление и радость и страх от встречи — всё в глазах промелькнуло. Затем секунда откровения — вырвалось то, что скрывалось эти долгие годы в его душе Фёдора.

А как объяснить, что ты по своим стрелял?

По своим? А… Были свои… Да как говорят… Ну стреляй, стреляй…

Затем желание может быть выкрутиться и ещё пожить — «А знаешь, вы мне сегодня всю ночь снились — Анна, Семён, ты Ваньша…». Но через секунду, когда Иван сказал, что Семён может быть погиб, в Фёдоре вновь проснулась ненависть «Убили? Плен? Ну, плен это… Да, похлебает твой Семён там» — он так и не признал Семёна своим сыном.

И — финал.

Ну стреляй, братец кровный

Тебя без меня расстреляют, за измену Родине

За измену Родине … Нет Ваньша, не изменял я. Потому что нет у меня Родины то.

Понятно…

Да не понять тебе это. Ведь это же ты, вы мне всю жизнь исковеркали, ведь всю жизнь поломали, Ванька.

Для Вадима Спиридонова смерть его героя Федора Савельева стала настоящей трагедией. После эпизода с убийством у актера случилась истерика. Истерика оттого, что спустя 10 лет съёмок ему уже не нужно ломать себя и вновь входить в образ мрачного, мстительного и озлобленного Фёдора. Истерика от того, что ему уже жаль Фёдора, с которым он за 10 лет породнился, каким бы он ни был. Ведь невозможно за 10 лет съемок не прикипеть к образу, ведь актёр — живой человек.

Жаль, что Вадим Спиридонов быстро сгорел и не сыграл все свои роли. А я при случае ещё раз пересмотрю этот сериал. И вам рекомендую. И хоть это 19 серий, вы не пожалеете.

Источник

Сторифокс